Posted 30 ноября 2014,, 21:00

Published 30 ноября 2014,, 21:00

Modified 8 марта, 04:00

Updated 8 марта, 04:00

Поднять планку

Поднять планку

30 ноября 2014, 21:00
К концу декабря правительство РФ должно отчитаться о повышении минимальных баллов ЕГЭ, при которых абитуриент может быть зачислен в вуз. Соответствующее поручение кабмину дал президент Владимир Путин, выступая в пятницу на заседании «Российского союза ректоров». По мнению главы государства, повышение проходных баллов н

Необходимо повысить минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, необходимое для поступления на бакалавриат и специалитет, заявил на заседании «Российского союза ректоров» Владимир Путин. По итогам заседания президент подготовил ряд поручений правительству, среди которых повышение проходных баллов необходимо провести в ближайшие сроки: до 20 декабря премьер-министр Дмитрий Медведев должен подготовить соответствующий отчет.

Напомним, минимальное количество баллов ЕГЭ, допустимое для поступления в вузы, с 2009 года устанавливает Рособрнадзор. Так, в 2014 году порог ЕГЭ по русскому языку был установлен на уровне 24 баллов, по математике – 20. До этого года проходной балл по обязательным предметам был выше: 36 баллов по русскому языку и 24 балла по математике. Минимум для иностранных языков – 20, для большинства остальных предметов – от 30 до 40 баллов.

Следствием повышения планки может стать новая волна реорганизации слабых и неэффективных вузов, многие из которых попросту не смогут набрать студентов, убежден ректор МПГУ Игорь Реморенко. «Выпускникам школ не удастся поступить в такие слабые учебные учреждения. Эти вузы уже не смогут брать студентов на первый курс с баллами ниже установленной планки, потому что нарушат норму. В результате лишатся финансирования и со временем закроются», – отметил собеседник «НИ».

Для «зачистки» высшей школы от слабых звеньев такая мера может быть полезна, соглашается уполномоченный по правам студентов в РФ Артем Хромов. «Практика показывает, что многие университеты сильно занижают баллы – берут минимальные, которые устанавливаются Рособрнадзором. В результате туда поступают студенты с неудовлетворительными знаниями по предметам. А качество образования необходимо повышать, поэтому государство имеет полное право определить, какое качество подготовки школьников приемлемо для поступления в вуз», – подчеркнул «НИ» г-н Хромов. Омбудсмен напомнил данные аккредитационной коллегии Рособрнадзора. По результатам ЕГЭ-2014 выявилась следующая статистика: по русскому языку 80% выпускников писали с орфографическими и пунктуационными ошибками; по физике 20% школьников не знали закон Ома; по истории половина выпускников не отнесла к Сталинградской битве бои за Мамаев курган.

«С таким уровнем подготовки абитуриентам, естественно, не стоит претендовать на место в вузе», – отметил «НИ» Артем Хромов. С ним согласился и Игорь Реморенко, который уверен, что ждать хорошей учебы от выпускника с минимальными баллами по ЕГЭ не приходится. «Это редчайшее исключение, когда первокурсник, с трудом освоивший школьную программу, начинает вдруг показывать успешные результаты в вузе», – отметил ректор МГПУ.

Однако еще одним следствием повышения требований к абитуре может стать сокращение бюджетных мест, предостерегает омбудсмен Хромов. А такой риск, действительно, существует, отметила «НИ» директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Есть вузы, которые недобирают студентов на определенные специальности. Бывает, что даже на бюджетные места не так много желающих. А после увеличения минимального порога вузы еще больше станут недобирать первокурсников, из-за чего могут лишиться финансирования», – пояснила «НИ» эксперт.

«Если установленные баллы будут слишком высокие, то мы вряд ли поддержим такое решение», – сказал «НИ» ректор МГПУ Игорь Реморенко. По его словам, многие вузы и так устанавливают собственный проходной балл: в МГПУ, например, у абитуриента должно быть не меньше 40 баллов по непрофильным предметам и не меньше 60 по профильным.

В идеале повышение баллов для поступления в вуз должно положительно отразиться и на школьном образовании, считает Артем Хромов.

"