Posted 30 ноября 2003,, 21:00

Published 30 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Ненастоящий полковник

Ненастоящий полковник

30 ноября 2003, 21:00
В пятницу в военном суде Новосибирского гарнизона завершился процесс по делу о крушении военного вертолета Ми-8 7 мая 2002 года в Республике Алтай. Виновным в гибели одиннадцати человек признан командир 337-го отдельного вертолетного полка Минобороны РФ полковник Александр Чибесков, который и организовал несанкциониров

По версии следствия, командир 337-го отдельного вертолетного полка, который расквартирован в Бердске Новосибирской области, Александр Чибесков организовал вылет в горы Алтая группы сноубордистов из Новосибирска. Спортсмены обратились к военным, чтобы сэкономить, поскольку стоимость подобных услуг у гражданских авиаперевозчиков гораздо выше.

Чибесков приказал диспетчеру направить заявку на предстоящий полет как учебно-тренировочный. Выполнить рейс полковник поручил своему заместителю Александру Бухарову, командиру эскадрильи Сергею Ивашенкову и бортовому технику Вячеславу Юрьеву. Позже специалисты скажут, что Чибесков не имел права отправлять экипаж: летчики давно не летали в сложных условиях высокогорья.

Трагедия произошла на северном склоне ледника Ак-Тру в Горном Алтае. Вертолет попытался приземлиться на площадке, на высоте свыше 3,5 тыс. метров над уровнем моря. Летчики не заметили скальный выступ, за который зацепились лопастями несущего винта. После этого вертолет опрокинулся и скатился в пропасть с отвесной скалы высотой около 800 метров. Восемь пассажиров и три члена экипажа погибли на месте.

Следователи военной прокуратуры СибВО предъявили Чибескову обвинения в превышении служебных полномочий и в нарушении правил полетов и подготовки к ним. Прокуратура настаивала, чтобы полковника взяли под стражу. Но суд позволил ему остаться на свободе под денежный залог.

Нанесенный государству ущерб следователи оценили в 10 млн. рублей. В эту сумму вошли стоимость разбившегося Ми-8 и затраты на поисково-спасательную операцию. Материальные претензии предъявили и родные погибших сноубордистов. Они потребовали более 7 млн. рублей в качестве компенсации морального вреда.

Родственники погибших присутствовали лишь на нескольких заседаниях суда. Многие не могли сдержать слез. «Вспоминать те трагические события и снова слушать подробности падения вертолета я не в состоянии», – сказала жена одного из спортсменов.

Александр Чибесков отказался признать себя виновным. Всю ответственность полковник возложил на своего погибшего заместителя Александра Бухарова. Чибесков утверждал, что экипаж должен был проводить рекогносцировочный полет по горной подготовке, а о том, что его подчиненные будут доставлять в горы спортсменов, он не знал. «В этой трагедии меня сделали крайним», – заявил на суде Александр Чибесков.

Однако представители прокуратуры расценили эти высказывания как попытку уйти от ответственности. «Чтобы развлечь знакомых, Чибесков пренебрег жизнями подчиненных. Главные причины крушения – это должностные преступления командира полка», – сказал заместитель военного прокурора СибВО Игорь Гридчин.

Военный трибунал, признав полковника виновным в превышении служебных полномочий и в нарушении правил полетов и подготовки к ним, приговорил Чибескова к шести годам колонии-поселения. Суд существенно снизил материальные претензии к Чибескову со стороны армии ВВС и ПВО. Ему надлежит выплатить 3 млн. рублей вместо заявленных 10 млн. Согласно решению судьи Андрея Слепухина, 337-й вертолетный полк должен заплатить родственникам погибших спортсменов по 60 тыс. рублей, а вдовам вертолетчиков – от 50 до 70 тыс. рублей.

Не явившегося на последнее заседание Александра Чибескова трибунал после оглашения приговора сразу же объявил в общероссийский розыск. Адвокаты Чибескова заявили, что им о местонахождении их клиента и причинах его неявки в суд «ничего неизвестно».

"