Posted 31 октября 2013,, 20:00

Published 31 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

Единый учебник истории грозит покончить с инакомыслием в науке

31 октября 2013, 20:00
Единый учебник истории грозит покончить с инакомыслием в науке

В среду прошло итоговое заседание президиума Российского исторического общества (РИО), в ходе которого были подведены итоги работы над концепцией единого учебника по истории для средней школы. А вчера окончательный вариант проекта был представлен президенту Владимиру Путину.

По мнению главы государства, который, собственно, и стал инициатором создания этого учебника, точнее, целого методического комплекса, исторические пособия должны иметь единую концепцию и официальную оценку происходящего, то есть «быть свободными от двойных толкований». Очевидно, что такая «свобода» может стать приговором любому инакомыслию в исторической науке.

После того как концепцию одобрят, будет объявлен конкурс на написание единого учебника истории. Принять участие в нем смогут как коллективы ученых, так и отдельные авторы. Вероятнее всего, содержание учебника будет зависеть от конкретных авторов, поскольку в концепции представлены лишь общие формулировки.

Так, из единого учебника истории школьники не узнают, что означает «татаро-монгольское иго»: вместо этого термина будет использоваться более нейтральное – «иго Золотой Орды». Также для юного поколения пустым звуком будут имена Михаила Ходорковского и Бориса Березовского, зато дети все же смогут прочитать о протестных акциях оппозиции. Правда, пока не понятно, под каким углом будут поданы эти события и в каком объеме.

Как ранее сообщали «Новые Известия», многих экспертов смущает, что история России, которую предполагают изложить в едином учебнике, будет доведена до 2012 года (подробнее смотрите «НИ» от 21.10.2013). В частности, декан факультета россиеведения Института социальных наук Игорь Чубайс в интервью нашей газете отметил, что учебники истории никогда не пишутся по сегодняшний день: «Тот же Ключевский, великий русский историк, заканчивал курс лекций по русской истории реформами Александра II, а не русской революцией 1905–1907 годов, свидетелем которой он был. В новейшей истории еще необходимо разбираться, проводить какие-то дискуссии, а для этого нужно оставить лет 10–15. Иначе получится не учебник истории, а откровенная агитка».

"