Posted 31 октября 2011,, 20:00

Published 31 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

«50 Плюс» или жизнь только начинается?

«50 Плюс» или жизнь только начинается?

31 октября 2011, 20:00
То, что проект «50 Плюс. Все плюсы зрелого возраста» все-таки обрел жизнь, в чем можно было убедиться 1–3 ноября в «Экспоцентре», для России является отчасти сенсационной новостью. Проект долго обсуждали и активно анонсировали в прошлом году. Затем наступило затишье, словно и не было ничего… Как оказалось, усилия орган

В Европе и Америке такие выставки проходят не первый десяток лет, но цивилизованный Запад давно (более века) ориентирован на человека и его потребности и может похвастаться такими диковинами, о которых россиянин и слыхом не слыхивал. Например, в Австрии на ежегодной выставке «50 Плюс» как-то была представлена ванна с герметично закрывающейся водонепроницаемой дверцей в передней стенке. Очень удобно для пожилого человека: не нужно карабкаться, лезть через бортик – того гляди, навернешься. Нет, все просто: открыл дверцу, вошел, закрыл, набрал воду. Все для человека. Кстати, пользуются такие ванны колоссальной популярностью. Бизнес уловил потребности, выпустил классную вещь, получил хорошую прибыль.

В России все немного не так, не вполне по-человечески. Исследования Росстата свидетельствуют: каждый четвертый экономически активный россиянин – старше пятидесяти лет. При этом индустрия товаров и услуг, ориентированная на людей старшего возраста, почти отсутствует. Российские маркетологи в духе тренда, заданного еще в 1990-е, когда именно молодежь сумела быстрее адаптироваться к новым рыночным условиям, по-прежнему делают ставку на 20–35-летних как на наиболее активную часть общества. Однако не нужно быть провидцем, чтобы понимать: те, кто 20 лет назад делал первые шаги в бизнесе, сегодня приближаются к 50-летнему возрасту. Это состоявшиеся, по-прежнему активные люди, и, к слову, зачастую основные потребители товаров и услуг класса Luxery.

Более того, по статистике, в России около 13% населения – люди в возрасте от 65 лет, пусть не все очень обеспеченные, но это потребители. А российский бизнес пока не осознал, что товары и услуги для людей старше 50 – эффективная ниша. Поэтому первая специализированная выставка «50 Плюс. Все плюсы зрелого возраста», собирая в качестве экспонентов исключительно отечественные компании, вряд ли сможет похвастаться колоссальным многообразием товаров и услуг. Тем не менее набралось девять разделов выставки: «Новые технологии социального и бытового обслуживания», «Медицина. Здоровье. Здоровый образ жизни», «Туризм и отдых», «Досуг и хобби. Обучение», «Мода и красота», «Государственные, общественные и религиозные организации», «Техника и электроника», «Недвижимость» и «Финансы».

В программе форума-выставки также бесплатная диагностика здоровья, консультации по юридическим, финансовым вопросам, по трудоустройству, образовательные программы (компьютерный класс), творческие встречи, концерты, модные показы, мастер-классы.

В качестве основной миссии проекта председатель оргкомитета Мария Салуцкая видит необходимость «создать коммуникационную площадку, подчеркнуть актуальность активной работы с людьми категории «50+» с экономической и социальной точек зрения, обобщить российский и международный опыт, а также сформировать лояльные целевые группы потребителей и производителей товаров и услуг, предоставить им взаимовыгодные возможности». Проект, считает Мария Салуцкая, имеет свойство тиражируемости и может быть повторен в регионах. Он уже получил поддержку Совета Федерации РФ, правительства Москвы, Торгово-промышленной палаты РФ, ряда министерств и ведомств.

Заместитель председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова, возглавившая попечительский совет проекта «50 Плюс», считает, что «он должен стать одним из главных проектов России. Из-за демографического провала 1990-х годов на открытый трудовой рынок выходит вдвое меньше молодых людей, чем пять-шесть лет назад. Это означает, что роль поколений «50+» в трудовом балансе страны приобретает особое значение. Да и во многих профессиях специалист достигает вершин мастерства к 50, а то и позже. Нужно продлить активное долголетие людям зрелого и старшего возраста (обсуждение этого вопроса – одна из задач форума-выставки «50 Плюс») ».

«Радует, – говорит президент ТПП РФ Сергей Катырин, – что инициатива создания проекта родилась в бизнесе. Надеюсь, что все больше представителей бизнеса будут присоединяться к движению, ведь проект предоставляет большие возможности для бизнеса».

Однако далеко не все участники, привлеченные к организации проекта, настроены оптимистично. «Будет очень сложно поднять проект, – считает народная артистка России Лариса Голубкина, – потому что в основном те, кому за пятьдесят, лежат на дне. Эти люди отрезаны от жизни, выкинуты и погибают от безделья, от собственной невостребованности». Но здравый взгляд человека, хорошо понимающего реалии российской жизни, не понятен европейцу. «Всего 3% достаточно для революции, – поспешила возразить в ходе обсуждения проекта председатель Бального комитета Венского бала, консультант проекта «50 Плюс» (Австрия) Элизабет Смагин. – Если мы, те, кто старше 50, будем выбирать те услуги и товары, которые нужны нам, рынок изменится. Жизнь в этом возрасте должна быть активной, полноценной, с хорошим здоровьем и без финансовых трудностей. Именно эти мысли были у меня в голове, когда 20 лет назад я организовала в Вене первую выставку для людей старше 50 лет. Сегодня она – крупнейшая в странах Центральной Европы. Мне очень приятно, что теперь мои идеи реализуются также и в Москве и что я могу участвовать в этом замечательном проекте».

"