Posted 31 октября 2011,, 20:00

Published 31 октября 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

«Покупайте российское» как товарный патриотизм

«Покупайте российское» как товарный патриотизм

31 октября 2011, 20:00
Накануне юбилейного XV Всероссийского форума «Покупайте российское» мы беседуем с автором проекта, генеральным директором компании «Защита Экспо» Игорем ФИЛОНЕНКО.

– Форуму – 15 лет. Как себя чувствует проект?

– У «Покупайте российское» за 15 лет произошло много принципиальных изменений. В первый год проведения (1997 г.) это была продовольственная выставка, на следующий год мы сделали агропромышленную ярмарку. В 2001 году широко открыли ворота для всех видов товаров. Но с 2002 года это выставка товаров народного потребления и продуктов питания, ориентированная прежде всего на оптово-розничное звено. Этой позиции мы придерживаемся и сейчас. Именно поэтому полтора года назад, осознав, что рискуем превратить серьезный проект в еще одну предновогоднюю ярмарку, решили его серьезно трансформировать. Для этого, в частности, пришлось сменить площадку: уйти с ВВЦ в «Крокус Экспо» – решение принималось в середине года, поэтому выставка 2010 года не показала всего своего потенциала, хотя мы серьезно улучшили деловую программу. В этом году ситуация выравнивается: в середине сентября к участию заявлены 11 региональных коллективных стендов, и мы рассчитываем, что их окажется больше (в прошлом году было только три). Основой выставки этого года станут три направления: продовольствие, товары легкой промышленности и бытовая техника, последней у нас прежде не было, а сейчас появился шанс собрать экспозицию.

– Изменилось и время проведения выставки.

– Да, она пройдет в ноябре. В первые годы выставка проходила в 20-х числах января, и это было очень рабочее время, несмотря на близость Нового года. Прошлогоднюю выставку организовали 15–19 декабря. В это время Москва уже почти не работает: организации готовят отчеты, люди в поисках подарков снуют по магазинам, пробки – время сдвинулось.

– Большинство людей воспринимают название выставки как патриотический призыв «Покупайте российское»…

– «Покупайте российское» подразумевает гордость, товарный патриотизм, который начинается на заводе, на рабочих местах. Где человек всегда докручивает гайку, потому что иначе нельзя: ты же этот товар людям передаешь, и от него зависит их жизнь. Качество – прежде всего вопрос внутренний, а не только контрольных органов.

– Иностранцев привлекает «Покупайте российское»?

– Сейчас наши основные задачи – разбудить конкуренцию, интерес товаропроводящих сетей к отечественным товарам, расширить их количество на полках наших магазинов и улучшить их качество, наладить межрегиональное сотрудничество. Были случаи, когда представители международных торговых сетей приходили на выставку и заключали контракты с экспонентами, таким образом товар российских производителей попадал в Европу, но это скорее исключения. Для продвижения российских товаров за рубежом существуют другие проекты, которые этим занимаются, и мы будем предлагать наших участников для таких экспозиций. Мы не против, если в «Покупайте российское» участвуют наши ближайшие соседи: Украина, Белоруссия, Казахстан... Для них мы предусмотрели специальные гостевые стенды.

– Этот проект пытаются воспроизвести или скопировать в регионах. Но, по признанию участников выставок, выходит не всегда удачно. Почему?

– Существуют региональные потребительские выставки, которые устраивают как ярмарки или как смотры, чтобы начальство, люди увидели, что производят в районе, городе. Я считаю это правильно: такие выставки должны существовать. В Белгороде есть достаточно успешный опыт: на выставку региональных товаров приглашают соседей, все довольны, но там идея другая. Полностью копировать московскую выставку бессмысленно. Региональные выставки – это другой масштаб, это не хорошо и не плохо, но накладывает определенный отпечаток на формате, на подходах, на ожиданиях. Выставка – очень сложный и самый универсальный на сегодня инструмент маркетинга. Неудачная выставка отвращает от него массу людей, причем как посетителей, так и экспонентов, наносит ущерб отраслям, подсаживает весь рынок. Если человек разочаровывается в выставках, целый пласт возможностей уходит от него.

Преимущества выставки не в том, что можно по максимуму продать товара, а в том, что она дает возможность поработать с потребителем, понять, что он хочет, получить идеи, как улучшить продукт. Клиент не враг, но помощник и сотрудник, он высказывает пожелания, и если их слышать, можно всегда оставаться на гребне. А выставка предоставляет огромное количество клиентов, причем лучших, профессионалов. Кроме того, можно посмотреть, что делают конкуренты – походить посмотреть, сравнить: вдруг у них дешевле и лучше? А как они этого добились? На выставки надо ходить, участвовать в них, чтобы обновлять мозги и чувствовать ситуацию в отрасли.

"