Posted 31 октября 2010,, 21:00

Published 31 октября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

В царство здоровья дорогу

В царство здоровья дорогу

31 октября 2010, 21:00
Красивая грудь – пожалуй, главный атрибут женственности. Стоит ли здоровой женщине идти на операцию, чтобы улучшить ее форму или увеличить, – вопрос весьма спорный. Но вряд ли кто усомнится в необходимости такой операции, если женщина лишилась молочной железы из-за болезни. Бывают ситуации, когда ради здоровья необходи

Они были первыми

История маммопластики началась сто пятьдесят лет назад. Первые пациентки, отважившиеся на реконструктивные вмешательства, были несчастными женщинами, лишившимися груди из-за болезни. Ни о каком ее увеличении ради красоты и речи не было. В 1858 году французский врач Аристид Верней заменил удаленную часть больной груди фрагментом, взятым со здоровой груди. В 1887-м талантливому австрийскому хирургу Роберту Гершуни пришла в голову, как потом оказалось, неудачная идея увеличить грудь, вводя в ткани молочной железы жидкий парафин. Женщины, не побоявшиеся участвовать в смелом эксперименте, вскоре стали инвалидами: парафин приводил к обширному некрозу тканей. Но эксперименты в области маммопластики продолжились. В 1895 году чешский хирург-онколог Винсенс Черни в клинике Гейдельбергского университета (Германия) удалил пациентке фиброаденому молочной железы, а потом, чтобы уменьшить возникшую в результате операции асимметрию, заполнил дефект жировой тканью, взятой с бедра пациентки. Этот способ стал популярным, но вскоре и от него тоже пришлось отказаться, так как он вызывал много осложнений.

В начале 60-х годов ХХ века появились первые эндопротезы молочной железы из силикона. Как часто бывает, это открытие было сделано случайно. Американский хирург Томас Биггс заметил, что контейнеры, в которые в те годы только-только начали расфасовывать донорскую кровь, на ощупь чем-то напоминают женскую грудь. Уже через год его учитель Томас Кронин выполнил первую реконструктивную операцию с помощью полимерных имплантатов, наполненных жидким силиконом.

А виноват ли силикон?

Уже в первые годы силиконового бума ученые доказали, что, будучи материалом инертным, силикон не опасен для организма и не вызывает рак. Это привело к тому, что эндопротезы стали устанавливать все желающие, просто для красоты.

Однако со временем против силикона было накоплено целое досье компромата. Во-первых, оказалось, что вокруг эндопротеза образовывалась капсула из соединительной ткани. Со временем она начинала сжимать протезы, которые в результате этого смещались, становились асимметричными, деформировали грудь, делая ее твердой и болезненной. Такая грудь часто не оправдывала эстетических ожиданий пациенток, так как выглядела неестественно. Если в результате травмы, например удара автомобильной подушкой безопасности, протез разрывался и силикон попадал в окружающие ткани, это приводило к серьезным осложнениям, так как его было невозможно извлечь.

Свои претензии предъявили и онкологи: силиконовые эндопротезы затрудняли выявление рака при маммографии. В начале 90-х главному производителю протезов американской компании Dow Corning пришлось выплатить миллионы долларов женщинам, которые считали себя пострадавшими, использование силикона для протезирования груди запретили. Лишь в 2006 году была поставлена точка в череде судебных споров: удалось доказать, что сам по себе силикон не причастен к заболеванию раком молочной железы, а многочисленные иски были инициирован недобросовестными адвокатами. Силикон разрешили вновь. Сегодня он видоизменился – он уже не жидкий, а в виде геля. Считается, что даже при повреждении оболочки он сохранит форму и не вытечет.

Сегодня появились эдопротезы нового поколения. Они наполнены гелем, который представляет собой физраствор с растворенной в нем карбоксимелцеллюлозой. Если такой гель попадет в организм при разрыве оболочки эндопротеза, он распадется на воду, углекислый газ и глюкозу, которые легко выведутся.

Считается также, что в отличие от силиконовых такие протезы не требуют замены через 10–12 лет и устанавливаются на всю жизнь. К тому же именно они делают грудь максимально естественной. Изменения коснулись и оболочки эндопротезов. Теперь они все чаще бывают не гладкими, а шероховатыми, текстурированными. Благодаря этому снижается риск образования вокруг имплантата капсулярной контрактуры – плотной оболочки из соединительной ткани. Совершенствуется и технология установки эндопротеза. Если раньше врачи использовали доступ под грудью или со стороны подмышечной области, то сегодня все чаще практикуется доступ через ареолу соска, так как шов после такой операции практически незаметен.

Сегодня хирурги-онкологи все чаще устанавливают эндопротезы непосредственно после удаления опухоли, тем самым значительно снижая психологическую травму, которая связана с потерей груди.

Кстати, чтобы улучшить форму груди, например после родов, совершенно не обязательно устанавливать эндопротезы – можно сделать только подтяжку.

Семь раз отмерь

В начале 90-х в Россию пришел уже отшумевший в мире «биогелевый бум». Клиники предлагали клиенткам услуги по увеличению и улучшению формы груди (губ, ног и т.д.) с помощью так называемого полиакриламидного геля (в народе его называли «биогелем»). Тогда казалось, что это произведет революцию в пластической хирургии, заменив сложные и дорогостоящие операции «уколами красоты». Но чуда не произошло. Биогель вызывал множество осложнений: боль, воспаление, синюшный цвет и бугристую кожу в месте введения. К тому же оказалось, что биогель мигрировал в тканях и мог, например, из груди «сбежать» на живот. Извлечь его было практически невозможно. С 1999 года использование полиакриламидного геля для коррекции груди запрещено.

В 2008 году компания Q-Med выпустила MacrolaneТМ – гель, сделанный на основе стабилизированной гиалуроновой кислоты. Она связывает воду в тканях, тем самым создавая объем. Гель вводят в молочную железу также с помощью инъекций, результат виден сразу. Правда, эффект сохраняется максимум полтора года, потом потребуется коррекция. Сегодня эта процедура очень популярна. Впрочем, недавно появились данные, согласно которым «пластика груди в обеденный перерыв» все же не так безопасна, как обещает реклама. Хирург Барри Миллер из лондонского госпиталя короля Эдуарда VП сообщил результаты своих наблюдений. Многие пациентки после такой процедуры предъявляли различные жалобы, некоторым пришлось даже извлекать гель, но самое неприятное, что макролан затрудняет визуализацию молочной железы на маммографе, то есть существует риск пропустить онкологическое заболевание.

Лифчик, который всегда с тобой

В Израиле разработана технология «встроенного» внутрь тела бюстгальтера. Ее автор – ведущий пластический хирург Эйяль Гур. «Внутренний» бюстгальтер называется Cup&Up и представляет собой пластину, похожую на деталь бюстгальтера, которая приподнимает чашечку вверх, придавая груди соблазнительный объем. Такая пластина вводится под молочную железу через два крошечных разреза, затем с помощью титановых сеточек ее прикрепят к мышцам и подвесят к ребрам над молочной железой. Таким образом «внутренний» бюстгальтер будет незаметно удерживать грудь в приподнятом положении. Прежде чем внедрять такие операции, врачи долго экспериментировали с хрюшками, вшивая им невидимые лифчики, – дело в том, что реакции их организма максимально приближены к человеческим, так что врачам проще изучать побочные эффекты. Первые пациентки и врачи довольны результатами, скоро, по мнению создателя, такая операция станет рутинной.

Сделайте нам поменьше

На фоне бума операций по увеличению груди может показаться странным, что немало людей мечтает ее уменьшить. Их не так уж и мало. Например, коллега Ольга вместо своего шестого хотела бы иметь грудь второго размера, так как пышный бюст мешает ей играть в теннис, но на операцию вряд ли решится. Маме моей подруги, 86-летней Наталье Ивановне, большой бюст существенно портит жизнь. В молодости ей досаждали скабрезные шутки и намеки, а также трудности с покупкой белья: его приходилось шить у единственной на всю Москву портнихи. Сейчас фигура женщины походит на вопросительный знак: ее позвоночник не выдерживает свалившегося на него «богатства», Наталью Ивановну мучают боли в спине. Трудно представить, но у женщины 12 размер груди, при том что одежду она носит 44-го! Наталья Ивановна и рада бы уменьшить грудь, но врач говорит, что в таком возрасте операция опасна. К тому же такие операции считаются куда более сложными и трудоемкими, чем увеличение груди с помощью имплантатов. Их делают по медицинским показаниям, чтобы предупредить развитие заболеваний позвоночника. У женщин, страдающих ожирением, редукция молочной железы позволяет снизить риск рака груди.

Еще один довод против пива

Мой однокурсник Сергей много лет страдал гормонально-активной опухолью коры надпочечников. Следствием болезни стало увеличение грудных желез до весьма существенного для мужчины первого размера. Грудь не пропала даже после хирургического лечения основного заболевания. Спасла Сергея пластическая операция. Теперь он спокойно может пойти в бассейн, раздеться на пляже, ему не нужно покупать просторные балахоны, чтобы скрыть свой дефект. Гинекомастия – так называется неестественное увеличение грудных желез у мужчин – может появиться в период полового созревания и бесследно исчезнуть спустя какое-то время. Еще одна причина – некоторые заболевания, лечение гормонами.

К росту груди у мужчин может привести даже курение марихуаны и злоупотребление пивом – в нем много растительных эстрогенов! Бывает гинекомастия и в старости, когда нарушается гормональный фон. Но все же самая частая ее причина – ожирение. Подчас «пышная грудь» остается, даже если удалось похудеть. Единственный способ решить проблему – операция. Кстати, по данным Британской ассоциации пластических хирургов, в последние годы количество таких операций возросло почти в два раза. Врачи считают, что раньше мужчины просто не знали, что им можно помочь.

"