Posted 31 октября 2010,, 21:00

Published 31 октября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:42

Updated 8 марта, 06:42

Химкинский лес-2

Химкинский лес-2

31 октября 2010, 21:00
Вчера в подмосковной Балашихе прошел народный сход против незаконной вырубки лесов близ микрорайонов Николо-Архангельский и Дзержинский, проводимой Минобороны для строительства своих объектов. В мероприятии участвовали более 300 человек. А в минувшую пятницу состоялся пикет экологов возле здания ФГУ «Главгосэкспертиза

Экологи считают, что стоимость ЦКАД непомерно завышена. Сейчас цена проекта увеличена на четверть и составляет около 640 млрд. рублей, причем бюджетные вливания не менее 70%. Проектируемая протяженность с 417 км возросла до 522 км. То есть стоимость одного километра более миллиарда рублей. «Заявленные проектные характеристики ЦКАД (522 км в 4–6 полос движения) означают, что строительная цена дороги не может составлять менее 20–25 миллиардов долларов, что примерно в 1,2–1,5 раза превышает суммарные годовые затраты бюджетной системы РФ на все дорожное хозяйство страны», – считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Примечательно, что государственный долг Московской области на 1 июля 2009 года составил 155 млрд. рублей. По этой причине правительство РФ было вынуждено выделить региону экстренные дотации из федерального бюджета в размере 4,6 млрд. рублей и кредиты на сумму 44 млрд. рублей. «Несмотря на это, зампредседателя правительства Московской области, министр транспорта Петр Кацыв заявил, что регион гарантирует концессионеру выделение операционного гранта в размере 114 миллиардов рублей», – сказала «НИ» активистка Елена Родина. Операционный грант – это компенсация за недостаток трафика, то есть если интенсивность движения на платной магистрали будет ниже запланированной, то концессионеру возместят недополученную прибыль.

В заключении по обоснованию инвестиций отсутствует экологическая экспертиза, утверждают экологи. «Когда делали обоснование инвестиций в 2006 году, экологическая экспертиза еще имела место быть», – говорит г-жа Родина. По ее словам, в заключении сказано, что леса в полосе прохождения автодороги занимают более 65% общей площади. А «схема территориального планирования» предусматривает узлы развития вдоль ЦКАД – 12 центров развития инновационной экономики, 14 узлов производственного направления, пять узлов развития комплексно-жилищной застройки. На этой базе планируется создать 550 тыс. новых рабочих мест. «То есть сформируется новый индустриальный пояс вокруг Москвы, и его будут развивать инвесторы. А что они будут развивать? То, что не выгодно в Европе – экологически грязное производство», – уверена г-жа Родина. По ее мнению, вместо создания новых центров экономики, гораздо дешевле и логичнее было бы развивать уже существующие наукограды – Серпухов, Дубна, Жуковский, Зеленоград. «А почему не возрождать эти города? – недоумевает активистка. – ЖКХ около 80 городов Подмосковья и поселков городского типа находится в ужасающем состоянии. Есть у нас поселок Майдарово, где из-за жаркого лета осели грунты, и в домах полопались трубы отопления и канализации. И никто не озаботился ремонтом, а правительство развивает не понятно, что». Кроме того, экологи убеждены, что новый индустриальный пояс ляжет на уже существующую застройку и создаст колоссальную нагрузку на существующую инфраструктуру.

По словам г-жи Родиной, в проектировании ЦКАД доходит и до абсурда. «По схеме территориального планирования в Солнечногорском районе, рекреационно-парковая зона в пойме реки Клязьмы отводится под строительство, и там есть кусочек леса, – рассказывает она. – Так вот в этом лесу у нас кладбище, чего они не знали, и в этот лес тоже с этой застройкой залезли».

Между тем альтернативы у ЦКАД, как и в ситуации с Химкинским лесом, тоже есть – реконструкция существующей так называемой «бетонки». «Изначально рассматривалось два варианта, – рассказывает «НИ» г-жа Родина. – Первый – реконструкция «бетонки». Этот вариант был бесплатный. А второй платный – новая трасса в 100–150 метрах в сторону от этой же самой «бетонки». И почему-то выбрали платную дорогу. При этом речь о реконструкции «бетонки» не идет вообще, а она в ужасном состоянии». Некоторые населенные пункты также рискуют стать «зажатыми» между двумя кольцевыми дорогами. «В одном дачном поселке ЦКАД должна пройти эстакадой, – рассказывает активистка. – С одной стороны у них проходит «бетонка», и буквально в ста метрах пройдет ЦКАД».

Весной этого года «Главгосэкспертиза России» уже давала отрицательное заключение проекту. В частности, отмечалось, что он не был предоставлен на рассмотрение экологической экспертизы, а окончательный вариант трассы принят не на основе технико-экономического сравнения вариантов, а по результатам рабочих консультаций с НИИ градостроительства и администрациями районов Московской области. Также не были представлены лицензии на право работ в России для иностранных фирм, которые проводили обоснование инвестиций, не было сертификации в России программы комплекса «Сатурн», который используют для моделирования и определения интенсивности дорожного движения. В выводах отмечается, что методологически обоснование инвестиций выполнено неверно, так как во главу угла поставлена платность и, как следствие, для большей привлекательности проекта для инвесторов завышена интенсивность движения, что ставит под сомнение принятые объемы и стоимость работ.

Экологи обещают развернуть ожесточенную борьбу против строительства ЦКАД. «Если строительство ЦКАД будет разрешено, мы обещаем не меньшую битву, чем за Химкинский лес», – сказала «НИ» лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. Активисты подали в ФГУ «Главгосэкспертиза России» обращение с просьбой не давать положительное заключение проекту. Свои подписи под документом поставили также академики РАН и МГУ.

"