Posted 30 сентября 2013,, 20:00

Published 30 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:36

Updated 8 марта, 04:36

Курс попутал

Курс попутал

30 сентября 2013, 20:00
Почти треть читателей «НИ» были многократно обмануты в пунктах обмена валют. Таковы результаты свежего опроса, проведенного на сайте «НИ». Обманом клиентов занимаются прежде всего нелегальные обменники, находящиеся не в зданиях банков и часто не имеющие вообще никаких документов на право работы. В сентябре Центробанк т

Житель подмосковного Железнодорожного Ваган Багдасарян едва не лишился 5 тыс. долларов в обменнике на Садово-Триумфальной улице, 12/14. Мужчина соблазнился на выгодный курс и отдал кассирше две пачки купюр. «Она сняла резинки и отправила деньги в счетную машинку. Аппарат посчитал на пять тысяч долларов меньше», – рассказал «НИ» г-н Багдасарян. Он решил, что ошибся сам, и добавил 5 тыс. долларов до необходимой суммы. Затем Багдасаряну сообщили об огромном проценте комиссии. Мужчина потребовал вернуть деньги и пошел менять их в другой банк, где обнаружил недостачу: «Я поехал обратно в этот обменный пункт. Кассирша отказала в выдаче денег, сказав, что все делала честно. При ней я стал вызывать полицию, телевидение. Она кому-то позвонила, подозвала меня к окошку и попросила написать расписку, что я претензий не имею, и тогда она возвратит мне все в полном размере». Мужчина после получения денег, обрадовавшись, поехал домой и отменил вызов полиции, но затем все же написал в Центробанк. «Неделю назад мне оттуда пришло письмо. Они провели проверку и выяснили, что обменный пункт работал нелегально», – сообщил г-н Багдасарян.

На сайте Центробанка информация о новых незаконных точках обмена валюты обновляется каждый месяц. В сентябре список пополнился еще тремя. Однако на мошенников нарваться очень легко. Согласно опросу «НИ», 29% наших читателей многократно сталкивались с обманом при обмене денег, а еще пятая часть (20%) – с мошенничеством в обменнике хотя бы один раз. В столице большинство нелегальных обменников находятся на центральных улицах. Например, в точке на Тверской, 27 не вывешено никакой информации о банке, к которому обменник относится. Там также существует комиссия в размере 5%, о которой невозможно узнать до передачи денег. Корреспондент «НИ» не нашла объявления о комиссии в самом обменном пункте и обратилась к кассиру, которая ничего не ответила. Тогда журналистка переспросила еще раз и сделала вид, что кладет деньги. Кассир решила, что деньги уже в ячейке, резко дернула ее на себя, попутно сообщив о комиссии.

Эксперты рекомендуют менять деньги в обменниках, расположенных в офисах банков. Также стоит предварительно заглянуть на сайт Центробанка, который вывешивает список официально действующих подразделений банков и операционных касс. Если такой возможности нет, идти нужно только в те обменники, которые в соответствии с законом расположены в капитальном здании, а на стенде согласно рекомендации Центробанка указаны «наименование, местонахождение и телефон кредитной организации и ее подразделения, перечень осуществляемых операций, правила и условия их проведения». Кроме того, пункт должен не только обменивать валюту, но и совершать иные банковские операции.

Самый частый признак нелегального обменника – различный курс валют, указанный снаружи обменника и внутри. Нередко выгодный курс, как выясняется позже, действует только при обмене крупных сумм, например от 10 тыс. долларов. Другой способ обмана клиентов – комиссия в 5–7%, которая нивелирует выгоду от привлекательно курса. Причем информация о комиссии либо написана мелким шрифтом в укромном месте, либо вообще отсутствует, и клиенту становится известно о ней лишь при пересчете денег, полученных от кассира. Поэтому у кассира следует выяснять, какую сумму в итоге вы получите после совершения операции, а не просто уточнять курс.

Отменить уже проведенную операцию будет очень сложно. Кассир либо просто откажется это делать, либо посоветует позвонить в банк по неработающему телефону, либо вернет деньги, совершив якобы обратный обмен с комиссией. Так была обманута москвичка Елена Игнатьева в обменнике у метро «Баррикадная». Женщина рассказала «НИ», что перед тем как отдать деньги, уточнила у кассира про курс и комиссию: «Дама в окне разговаривала по телефону, открыла лоток и помахала рукой, типа давайте свои деньги. Я спросила два раза, расценила это как ответ, что все в порядке, и дала ей деньги. Однако затем недосчиталась почти тысячи рублей. Я спросила, почему. «Столько и должно быть, у нас комиссия», – ответила мне кассир».

Игнатьева потребовала деньги назад. Ей вернули уже на 2 тыс. рублей меньше: «Оказалось, комиссия работает и в обратную сторону, вроде как она мне опять деньги конвертировала. У меня даже голова закружилась от такой наглости. Я потребовала чек. Она отвечает, что принтер сломался, закрывает окно и продолжает говорить по телефону, то есть создает такую обстановку, будто я – лишняя идиотка, которая мешает ей работать». Лишь после угрозы Игнатьевой обратиться в полицию кассир ответила, что ошиблась в подсчетах, и кинула женщине 800 рублей. «Было холодно, поэтому я ушла. Я была просто ошеломлена. Я никогда не выбиваю что-то и не была психологически подготовлена», – жалуется Игнатьева.

ОПРОС «НИ»

Схожим образом около двух недель назад в руки к мошенникам попала и подруга студентки столичного Финансового университета Анастасии Пегановой: «В обменнике рядом с метро «Белорусская» с нее сняли комиссию в 5%. Оказалось, написано об этом было где-то на потолке мелким шрифтом».

Обмануть клиента может даже ловкая рука кассира, да так, что привлечь за это к ответственности будет очень сложно. Операционистка разделяет купюры на две пачки. Большая пачка кладется ближе к клиенту, а меньшая – подальше. Часто люди просто забирают одну пачку и, не пересчитывая, уходят, полагая достаточным, что деньги были пересчитаны на их глазах. Когда же клиент обнаруживает недостачу, ему сообщают, что он просто достал не все, и пододвигают оставшиеся купюры. «У меня так было в переходе возле Арбата. Я сказал кассиру, что не хватает тысячи рублей. Она сообщила, что я просто не все вытащил, и пододвинула купюру ближе ко мне», – рассказал «НИ» москвич Сергей Глуховский.

О ликвидации более 30 подпольных пунктов обмена валюты в конце августа сообщило Управление по экономической безопасности и противодействию коррупции ГУ МВД России по Москве. Все обменники работали, не являясь структурными подразделениями банков. «Зарабатывали аферисты на разнице курсов купли-продажи иностранной валюты, взимая при этом существенные проценты за совершенные операции», – отмечают в столичной полиции. По данным правоохранителей, доход каждого обменника составлял от 1,5 до 3 млн. рублей в месяц.

Отметим, что борьбу с нелегальными обменниками «НИ» начали еще пять лет назад – в сентябре 2008 года. Тогда после посещения одного из таких пунктов на улице Краснопрудной, 7/9 наш сотрудник недосчитался 2,4 тыс. долларов. Мужчина уточнил курс и передал кассиру 10 тыс. «зеленых», после чего услышал про комиссию. Тогда сотрудник «НИ» забрал деньги и поскольку все происходило на его глазах, то не стал пересчитывать купюры и пропажу обнаружил уже в другом обменном пункте. Как оказалось, лоток в этом обменнике был с двойным дном, где оседала примерно четверть суммы. После публикаций в «НИ» обменник закрыли, а в отношении его сотрудницы возбудили уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Однако деньги вернуть так и не удалось, а на том же месте вскоре открылся новый обменник. На редакцию же обрушился шквал писем и звонков граждан, обманутых в разных обменных пунктах, но совершенно схожим образом.

«Нелегальных обменников стало меньше, чем в начале 2000-х, но такой вид мошенничества сохраняется», – рассказал «НИ» вице-президент Ассоциации региональных банков России Ян Арт. Он отмечает, что зачастую обменные пункты открывают мелкие фирмы или даже ИП (индивидуальные предприниматели), которые прикрываются именем какого-нибудь банка, который либо не существует, либо обменник не имеет к нему никакого отношения. Г-н Арт утверждает, что если сделка не завершена, то потребитель имеет право отказаться от услуги, но если чек уже пробит, то сделать это можно, лишь доказав, что она была совершена с нарушениями, например, что «все условия сделки не были оглашены до ее совершения». Однако собеседник «НИ» отмечает, что в законе не сказано, каким размером шрифта должно быть написано о комиссии, чем пользуются мошенники: «Тем не менее формально потребитель имеет право предъявить кассиру претензию, что он не сказал об объявлении на стенде, и аннулировать сделку». Если же обман произошел, г-н Арт рекомендует не покидать обменник и звонить в полицию, а также грозить обращением в Центробанк, который «обычно реагирует на такие жалобы».

В ГЕРМАНИИ НА ОБМЕНЕ ВАЛЮТЫ НАЖИВАЮТСЯ НЕ БАНКИ, А МАГАЗИНЫ

Пунктов обмена валюты в Германии не существует. Соответствующую операцию выполняют банки, где к тому же нет ни специальных кабинок, ни работников, занимающихся только обменом валюты. Нет в банках и электронных табло с указанием курса обмена валют. В различных банках он свой, но разница столь незначительна, что желающему обменять валюту нет никакого резона искать более выгодный курс: на полученной сумме это практически не сказывается. В то же время и банки не стремятся к некрупной выгоде, которую можно было бы получить при обмене валюты.
Отсутствие обменников неудобно лишь тем, кому может понадобиться поменять валюту после закрытия банка (обычно после шести часов вечера). Но такая экстренная необходимость у людей обычно возникает лишь в международных аэропортах, где банки работают дольше, – как правило, до 21.00. Даже там курс обмена спекулятивным назвать сложно.
Другое дело магазины и бутики, где авиапассажиры могут расплачиваться иностранной валютой. Там курс обмена устанавливает само торговое предприятие, а потому он бывает абсолютно грабительским. Знакомые корреспонденту «НИ» продавцы таких магазинов из мюнхенского аэропорта рассказывали, что им бывает крайне неловко перед покупателями, возмущенными «беззастенчивой обдираловкой».
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"