Posted 30 сентября 2003,, 20:00

Published 30 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Продленка общего режима

Продленка общего режима

30 сентября 2003, 20:00
Власти Москвы намерены продлить общение детей и педагогов до глубокого вечера. «Новые Известия» предостерегали (№ 29): плохо подготовленный, спешно продавленный по команде сверху эксперимент может обернуться провалом. Наш корреспондент, единственный журналист, проникший на закрытое совещание директоров «школ полного дн

Некоторое время назад, обрисовывая радужные перспективы на новый учебный год, председатель Московского департамента образования Любовь Петровна Кезина с порога отмела любые страхи и предубеждения: «Ребенок вправе будет покинуть территорию полного дня в любой момент. Это гибкая, индивидуальная система, сориентированная на вход-выход ребенка из школы при любой погоде».

Спустя неделю после встречи с Л.П. Кезиной мне довелось услышать из уст чиновника того же департамента нечто прямо противоположное. Обращенная к участникам эксперимента инструкция звучала как «Песнь о Нибелунгах»:

– Предупреждаю, господа новаторы, если, допустим, в вашей школе числятся 24 класса, а в режим полного дня вошли 23, мы без всякой лирики разворачиваем вас обратно! Снимаем с дистанции! Потому что это будет не эксперимент, а дискредитация чистой идеи!

Что же это в самом деле за чистая идея – ШПД в Москве?

Новая, изощренная форма отсиделовки? Втягивание сотен учителей, учеников, родителей в очередную авантюру – «строем в ряд»?

– Как будете организовывать дежурство учителей после обеда? – спрашиваю у соседа по залу, директора престижной школы в центре столицы.

– И думать нечего! Составлю списки на каждую неделю, издам приказ, они и не пикнут. Новый КЗоТ развязывает работодателю руки в экстремальных обстоятельствах. Так что не боись, делай как я, – подытожил первопроходец, приняв меня, судя по всему, за коллегу.

Нельзя сказать, что Москва долго и кропотливо готовилась к эксперименту. «Рекомендации по организации работы общеобразовательной школы в режиме полного дня» были разосланы участникам проекта в последних числах августа. Да и содержали они в основном расплывчатые рассуждения на предмет оптимизации учебного процесса, плюс напутствия в стиле: «важно объединить в единый комплекс образовательные и оздоровительные процессы». Может, поэтому 19 из 219 директоров прекратили эксперимент, так его и не начав?..

Полгода мы обивали пороги школьного департамента столицы, чтобы дознаться: существуют ли концепция и стратегия ШПД? И не дознались. «Откуда вообще взялись 219 экспериментальных школ? – недоумевает член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов. – Кто будет обучать педагогов работать в новом режиме? Есть ли в школах домашние кинотеатры, кафе, теннисные корты, центры досуга? Где люди, способные руководить кружками и секциями с открытыми дверями?» Многих экспертов пугает этот кавалерийский наскок. К примеру, поговаривают, что покинуть здание школы после обеда можно будет только по письменному заявлению родителей. Но попробуйте удержать подростка в классе с 8 до 18.30! Да он в окошко выпрыгнет!

Вопросы задают и в департаменте. Правда, не все.

– Никто никого не собирается удерживать в школе насильно, – говорит директор Центра физического воспитания ДО столицы Юрий Пузырь. – А проблем – сколько угодно. Прежде всего кадровая...

Для полного дня городу не хватает около 1000 учителей физкультуры (хотя только в Москве их бесперебойно готовят три педагогических вуза!), 700 кружководов, 300 тренеров, сотен технологов по обслуживанию спортзалов, наконец, уборщиц! Хороших специалистов на такую смехотворную зарплату не заманишь. А это означает, что банальной продленки не избежать и реформа в конечном итоге обернется очередной профанацией.



"