Posted 31 августа 2015,, 21:00

Published 31 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:23

Updated 8 марта, 03:23

Научились считать

Научились считать

31 августа 2015, 21:00
Со стартовавшего сегодня нового учебного года в российских школах будет повсеместно внедряться так называемый эффективный контракт с педагогическим составом. Суть такого договора в том, что в нем должны быть четко прописаны все трудовые функции работника, оговорено его рабочее время и оплата труда. Отныне учитель не до

Переход на эффективный контракт с педагогами предписан государственной программой «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором «конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг». Предполагается, что переход на эффективный контракт будет способствовать привлекательности и престижности работы учителя, а также повысит уровень квалификации педагогов.

Идея, что необходимо максимально точно учитывать работу педагогов и платить им зарплату по факту реальной работы, в правительственных кабинетах возникла несколько лет назад, пояснил «НИ» член Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» и преподаватель русского языка школы «Интеллектуал» Всеволод Луховицкий: «Главное идеологическое обоснование повсеместного перехода на эффективный контракт в том, чтобы учитель ни копейки не получал просто так». По словам нашего собеседника, реальная причина внедрения такой формы оплаты труда педагогов в том, что необходимо оптимизировать образование. То есть проделать с ним примерно то же самое, что сейчас происходит в сфере здравоохранения: «Фактически это будет означать, во-первых, уменьшение бюджетного финансирования образования, а во-вторых, перевод его в большей степени на платную основу».

Получается, один из способов начать претворять в жизнь «оптимизацию» – сократить зарплату учителей. Просто так это сделать невозможно, поскольку имеет место политика по повышению дохода педагогов, зато можно заставить их больше работать за те же деньги.

Юридически регионы к тотальному переводу учителей на эффективный контракт не готовы. Региональные управления образования и администрации школ должны были проделать большую работу – изменить нормативные документы, коллективный договор в образовательном учреждении, положения об оплате труда. Во многих российских школах это и близко не сделано. «Я опасаюсь, что эти эффективные контракты будут вводиться со всяческими нарушениями, – отмечает г-н Луховицкий. – Например, педагогам попросту не будут объяснять, что это такое, их права и возможности».

Попытки нарушить трудовые права педагогов наблюдаются уже сейчас. Так, в уведомлении, в котором департамент образования администрации Перми хотел проинформировать педагогов о переходе на эффективный контракт, содержалось предупреждение о прекращении трудового договора, если работник откажется трудиться в новых условиях. Прокуратура Перми вынесла местному департаменту образования предостережение.

Фото: АНАТОЛИЙ МОРКОВКИН

Однако больше всего вопросов и опасений у экспертов вызывает содержание эффективного контракта. Предполагается, что в нем будет детальное описание должностных обязанностей педагога чуть ли не с точным указанием часов и минут, необходимых на то или иное действие. «Учителю предстоит подписать документ, в котором будет сказано, например, что два часа в неделю он обязан заниматься воспитательной работой с детьми, – говорит Всеволод Луховицкий. – Или в течение месяца в обязательном порядке написать методическую разработку. Когда человек подписывает такие обязательства и его зарплата распадается на отдельные пункты, то, разумеется, его очень легко подловить и сказать, дескать, ты, голубчик, за эту неделю не поговорил с родителями по телефону и не дал им каких-то советов. Значит, мы тебе это и не оплатим». За невыполненный пункт контракта учителю может грозить выговор. А за два выговора полагается увольнение.

В эффективном контракте предусмотрена так называемая стимулирующая часть, которая должна составлять до 30% всего фонда оплаты труда. Сейчас, говорит г-н Луховицкий, эта часть зарплаты выплачивается, например, за достижения, звания или заслуги педагога: «Одна из целей введения эффективного контракта состоит в том, чтобы эту стимулирующую не давали просто так, а за каждый дополнительный рубль учитель отчитывался».

Интересно, что по новой системе оплаты труда базовая часть зарплаты будет зависеть от... количества детей в классе. «Это значит, что если мои дети уехали на всероссийскую Олимпиаду, то я за две недели их отсутствия не буду получать денег, – говорит Всеволод Луховицкий. – И когда дети будут отсутствовать по причине болезни, я тоже не буду получать денег, хотя не я их заразил. И такие мелочные попытки хоть немного сэкономить я не из головы взял: в некоторых регионах такие случаи уже имеются».

Сейчас с учителями положено заключать договор на неопределенный срок. Однако в некоторых регионах эффективный контракт понимают как перевод педагогов на годичный или двухгодичный договор. «Понятно, что если он на таком договоре, то он не думает о работе с детьми, а выискивает способы, как бы понравиться директору, чтобы ему продлили контракт», – сетует собеседник «НИ». Тем не менее если с человеком уже заключен договор, то никто его в одностороннем порядке расторгнуть не может: «По закону с людьми, которые уже работают на постоянной основе, можно заключить только дополнительное соглашение к этому договору».

«Уже полгода идет обучение директоров и главных бухгалтеров премудростям перехода на эффективный контракт, – рассказывает г-н Луховицкий. – На прошлой неделе и я побывал на этих «курсах». Смысл этого обучения сводится примерно к следующему: как составить контракт так, чтобы учитель не побежал в суд или чтобы 70-летнему учителю можно было сократить нагрузку, а потом выжить его». Сейчас в различных профсоюзных организациях с педагогами ведется разъяснительная работа, как «не попасть», заключая эффективный контракт. Всеволод Луховицкий предостерегает, что, прежде всего, не нужно подписывать документ, суть которого не понятна или не устраивает.

Результатом новой системы оплаты труда станет то, что преподавать в школы пойдет еще меньше молодежи, считает собеседник «НИ»: «Зачем молодому перспективному человеку эта кабала? Лучше он пойдет работать в другое место». Кроме того, есть опасность, что из школ уйдут те, кто работает там не столько по финансовым соображениям, сколько потому, что им это действительно нравится, – например, вузовские преподаватели, ученые, литераторы.

"