Posted 31 августа 2014,, 20:00

Published 31 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

День знаний и скорби

День знаний и скорби

31 августа 2014, 20:00
Сегодня исполняется 10 лет со дня захвата террористами школы в Беслане. В результате трагедии погибли 334 человека. До сих пор идут споры о том, что действительно происходило 1–3 сентября 2004 года и почему в результате штурма школы погибло огромное количество заложников. Неофициальные исследователи и эксперты винят в

Серия пикетов пройдет с 1 по 3 сентября в центре Москвы в рамках общественной кампании «Помни Беслан», во время которых прохожим будут раздаваться брошюры «Правда Беслана» с результатами независимого расследования теракта. Организовано все это активистами, которые не согласны с официальной версией произошедшего. Сегодня вся собранная ими информация находится на сайте «Правда Беслана».

«Идея кампании возникла тогда, когда мы поняли, что масса молодых людей не знают о трагедии, ведь прошло уже 10 лет. Мы хотим, чтобы о произошедшем помнили», – сказала «НИ» автор сайта «Правда Беслана» Марина Литвинович, которая с 2005 года вела свое расследование, которое теперь закончено. «Больше нам некуда продвигаться. Мы сделали все возможное: собрали свидетельства, показания, фотографии, видео, сделали копии материалов уголовного дела. Хотим, чтобы как можно больше людей их узнало», – добавила Марина Литвинович.

Захват в заложники тех, кто оказался на торжественной линейке школы № 1 города Беслана Северной Осетии, посвященной Дню знаний, произошел 1 сентября 2004 года. В здании учебного заведения вместе с боевиками оказалось около 1,2 тыс. человек. Террористы требовали вывода российских войск из Чечни. Спустя два дня школу взяли штурмом. В результате трагедии погибли 334 человека, среди которых 186 детей. По официальной версии, почти все боевики (31 человек) погибли, а 32-й, Нурпаша Кулаев, был арестован и приговорен к пожизненному заключению.

С результатами расследования властей согласились не все. Восстановленная гражданскими активистами картина произошедшего кардинально расходится с официальной версией. Они уверены, что в огромном количестве погибших виноваты отнюдь не только боевики: «Из 334 человек 18 человек погибли от рук террористов. 116 сгорели в спортзале (пожар, начавшийся из-за выстрелов, стали тушить только через 2,5 часа), а все остальные погибли в результате обстрела школы извне и беспорядочного штурма, когда в разные стороны палили танки, огнеметы, автоматы. Штурмовавшие хотели убить террористов любой ценой, в том числе ценой детских жизней».

Марина Литвинович рассказала об основных расхождениях с официальной версией: «Во-первых, мы доказали, что первые два взрыва совершили не боевики – это были выстрелы извне, совершенные сотрудниками российских спецслужб по спортивному залу. Первый выстрел – по крыше спортзала, второй – по стене. После этого и начался штурм». Это же несколько лет назад утверждал бывший депутат Госдумы Юрий Савельев, входивший в состав парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта.

«Другое расхождение касается официальной версии, говорящей, что террористы не выдвигали требований и не хотели вести переговоры. Они передали записку и сформулировали требования, но переговоров с ними толком никто не вел, за исключением Руслана Аушева (бывший президент Ингушетии. – «НИ»)», – добавила Литвинович. По ее словам, решение о штурме было принято еще 1 сентября: «Власти решили отстаивать политическую позицию – мы не ведем переговоров с террористами. Однако забыли, что переговоры должны быть нацелены на спасение заложников и облегчение их судьбы».

Литвинович напомнила про еще одно расхождение – количество боевиков: «Считается, что 32 человека приехали на машине «ГАЗ-66». Мы своими силами провели эксперимент – пытались запихнуть в «ГАЗ‑66» 32 человека с оружием. На фотографиях эксперимента хорошо видно, что они сидят друг у друга на коленях, и ехать в таком состоянии 40 км по пересеченной местности невозможно». Независимое расследование пришло к выводу, что в школе находилось до 70 боевиков, которые приехали на нескольких машинах. Это значит, что до сих пор не все террористы найдены и, более того, их даже не ищут.

«Официальное уголовное дело до сих пор не закрыто. Они не хотят разбираться, почему штурм привел к такому количеству жертв. Трогать генералов, возглавлявших тогда оперативный штаб, никто не хочет. Осенью мы ждем решения Европейского суда», – рассказала Литвинович. Сейчас в ЕСПЧ находятся жалобы более 500 человек, которые считают, что государство не выполнило свои обязанности по защите граждан, не обеспечило им право на жизнь.

Виновниками мы считаем не только террористов, но и спецслужбы, говорит «НИ» сопредседатель комитета «Голос Беслана» Элла Кесаева: «Обстрел школы теми, кто должен был спасать, стал причиной гибели большинства заложников. Мы видели все это своими глазами».

У Кесаевой в заложниках была дочь, которую ранили при штурме. «В основном все лечатся сами. Однако есть те, кто обращаются к чиновникам, и им выделяют (средства, квоты), но это не массовое явление», – рассказывает Кесаева.

"