Posted 31 августа 2009,, 20:00

Published 31 августа 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:36

Updated 8 марта, 07:36

А лучше дай нам дотанцевать

А лучше дай нам дотанцевать

31 августа 2009, 20:00
Высший арбитражный суд рассматривает прецедентное дело: департамент имущества Восточного округа столицы хочет взыскать 7,3 млн. рублей долга по арендной плате с учредителей центра детского творчества «Чародеи». Здание передали «Чародеям» в 1996 году в бессрочное пользование на безвозмездной основе, но в 2004-м попросил
Сюжет
Суды

В последние месяцы столичные некоммерческие организации лишаются помещений с пугающей регулярностью. «НИ» уже писали о московских фондах и центрах «Большая перемена», «Турмалин», «Рождество», «Импульс», оказавшихся на улице. Много лет эти организации занимались социальной реабилитацией инвалидов и творческим развитием детей. Но приговор чиновников суров: помещения использовались неэффективно. По данным Всероссийского фонда образования, в Москве закрылись не менее 50 общественных организаций и клубов по работе с детьми и молодежью. Один из них – центр творческого воспитания детей «Чародеи», история которого получила печальное продолжение.

Центр «Чародеи» имел статус ЮНЕСКО и обучал детей хореографии. С юными воспитанниками работали 15 педагогов, через центр прошли свыше трех тысяч детей. Первая встретившаяся женщина сразу показала журналистке «НИ» дорогу к зданию: ее ребенок там учился. Сейчас у двухэтажного здания нет крыши и окон, внутри орудуют строители. «Вас что, директор «Чародеев» подослала?» – подозрительно спросил прораб. И начал убеждать: «Тут теперь будет Центр социальной помощи детям и молодежи». На доме действительно висит вывеска: «В соответствии с распоряжением Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы размещается Центр социальной помощи молодежи». Но директор центра «Чародеи» Людмила Богачева не верит, что здание отдадут молодежи: «Когда нас выселяли, кто-то из них обронил: «Вот здесь мы детскую площадку уберем, тут будут машины для клиентов». А рабочие, ремонтирующие здание, тогда сказали: «Какая молодежь? Для них так хорошо ремонт не делают. Здесь банк будет».

Хореографы-захватчики

«Чародеи» получили двухэтажный полуразрушенный особняк 1947 года постройки в 1996 году. Условия были такие: «Чародеи» за свой счет проводят ремонт и с ними заключают договор аренды. Ремонт сделали. Но столичный департамент имущества договор заключать не стал, а вместо этого передал здание на баланс своей подконтрольной организации ГУП «Городское имущество». Эта организация и подписала в 1999 году бессрочный акт приемки-передачи здания в руки «Чародеев» на безвозмездной основе.

Но для того, чтобы находиться в здании на полностью законных основаниях, нужен был еще письменный договор. С 2000 года центр систематически стал обращаться в ГУП «Городское имущество» с просьбой этот договор заключить. Но чиновники, ранее выдававшие воспитанникам «Чародеев» грамоты за выступления, вдруг перестали отвечать на письма. А когда по просьбе Людмилы Богачевой запрос в префектуру Восточного округа столицы направил один из депутатов Госдумы, то ответ за подписью префекта Николая Евтихиева гласил: здание было «захвачено директором центра» и ГУП «Городское имущество» «пыталось заключить договор аренды с пользователем помещения – культурно-досуговым учреждением центром творческого воспитания детей «Чародеи», однако директор центра Богачева Л.В. договор подписывать отказывалась, мотивируя это отсутствием средств, но и помещение не освобождала, осуществляя платную досуговую деятельность с детьми и подростками». На запрос «НИ» департамент имущества также ответил, что «Чародеи» уклонялись от заключения договора аренды и платежей в бюджет города Москвы за пользование его имуществом не осуществляли».

«Ни одной бумажки нет, где нам предлагали бы заключить договор. Вместо этого мы посылали 30 обращений с просьбой его заключить, и ни на одно и них ответа не последовало», – возражает чиновникам в беседе с «НИ» г-жа Богачева. Прибыли от «платной досуговой деятельности», по словам Богачевой, «Чародеи» также не получали: дети из малообеспеченных семей и трудные подростки занимались бесплатно, а те деньги, что платили остальные, уходили на электричество и костюмы для выступлений.

В 2004 году управа района «Измайлово» подала на «Чародеев» в суд. Несколько процессов центр выиграл. Но в 2007 году в тяжбу включился департамент имущества, и с каждым новым решением суда здание стало переходить из рук в руки. «Одновременно у нас шло судов 15... Я уже путаюсь в годах и датах. Было ясно, что это замкнутый круг», – вспоминает Людмила Богачева. Последний суд выиграл департамент имущества. Богачева вспоминает странную фразу судьи: «Я не могу вынести другое решение. Вы попадете в другую инстанцию – там пусть мое решение отменят».

…и из которого выехали.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ЦЕНТРОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЧАРОДЕИ»

Костюмы по 100 рублей за мешок

11 июня 2008 года к дому в Измайловском проезде подъехали больше десятка приставов в бронежилетах с автобусом ОМОНа и вынесли имущество. «Опись была составлена формально, на коленке, цена писалась на глаз. Уникальные костюмы оценили по 100 рублей за мешок, куда они их без разбора складывали. Они торопились сделать всю работу до праздника 12 июня», – рассказывает «НИ» адвокат «Чародеев» Андрей Егоров. «Извините, я не смогу об этом говорить, у меня слезы будут. Нас выкинули на улицу под дождь, как бездомных кошек», – продолжает Богачева.

Но через месяц после выселения Восточное территориальное агентство Департамента государственного и муниципального имущества Москвы (ВТА ДГМИ) снова подало на детскую организацию в суд. Вскоре решением Арбитражного суда города Москвы с центра «Чародеи» в пользу департамента было взыскано 7 млн. 373 тыс. 680 рублей «за пользование помещением по адресу: Измайловский проезд, д. 4-а, стр. 2 в качестве возмещения неполученной арендной платы за период с июля 2005 года по февраль 2008 года». Ответчики утверждают, что ранее вопрос об арендной плате не ставился и расчет ее размера они впервые увидели в судебном заседании. Суд не учел ни понижающий коэффициент, который применяется для помещений, используемых для работы с детьми и молодежью, ни то, что с 1999 года по январь 2007 года двухэтажный дом «Чародеев» находился в столичном реестре помещений, предназначенных для работы с детьми и молодежью по месту жительства. Между тем нахождение в реестре освобождает от арендной платы. Организации, включенные туда, обязаны платить только коммунальные и эксплуатационные платежи, которые «Чародеи» исправно платили.

В мае 2009 года решение о взыскании с «Чародеев» 7,3 млн. рублей утвердил Федеральный арбитражный суд Московского округа. Суд постановил, что центр названную сумму «неосновательно сберег за счет собственника помещения». «Суд даже не отразил нашу позицию в своем определении! – возмущен процессом юрист центра Егоров. – А на обращение в Генпрокуратуру мы получили ответ, что они не имеют права вмешиваться в деятельность суда».

Сейчас дело о семи миллионах рассматривается в Высшем арбитражном суде. «Нам известны десятки некоммерческих организаций, которые утратили помещение из-за того, что оно понравилось властям. Чиновники просто увидели, сколько стоит здание, и у них голова пошла кругом. «Чародеи» – лишь необычайно яркий пример», – говорит «НИ» председатель комитета «За гражданские права» Андрей Бабушкин.

"