Posted 31 августа 2008,, 20:00

Published 31 августа 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:49

Updated 8 марта, 07:49

Пронесло...

31 августа 2008, 20:00
В конце минувшей недели в небе над Атлантикой едва не столкнулись два пассажирских самолета – Boeing-747 компании «Трансаэро» и лайнер американского перевозчика Delta. На борту нашего воздушного судна находились 350 человек. Только благодаря вовремя сработавшей системе оповещения об опасном сближении и грамотным действ
Сюжет
Авиация

Непростая авиационная ситуация сложилась в ночь на пятницу в небе над Атлантикой, неподалеку от Пуэрто-Рико. Лайнер Boeing-747 российской авиакомпании «Трансаэро», выполнявший рейс из Доминиканской Республики в Москву, шел заданным ему диспетчером курсом. Пресс-секретарь «Трансаэро» Сергей Быхал сообщил «НИ», что на борту самолета находились 350 пассажиров. Самолет был оснащен системой оповещения о возможности столкновения. Она-то и сообщила пилоту о том, что в опасной близости находится другое воздушное судно. Американский лайнер компании Delta должен был менять эшелон, но неудачный маневр привел к тому, что он едва не столкнулся с российским самолетом. Наш экипаж сбросил высоту на 60 метров, благодаря чему удалось избежать катастрофы. «Пассажиры ничего не почувствовали, ведь самолет лишь чуть-чуть снизился», – пояснил Сергей Быхал. В причинах опасного сближения сейчас разбираются в США. Эксперты сходятся во мнении, что виноват американский авиадиспетчер. Действия нашего пилота международная комиссия авиационных диспетчеров признала безупречными. По словам г-на Быхала, никакого чуда не произошло, летчик просто выполнил указание прибора. «Прибор и существует для того, чтобы у пилота было время принять решение», – отметил наш собеседник.

Специалисты отмечают, что грамотность и профессионализм летчиков нельзя сбрасывать со счетов. «Без них на одних приборах самолеты пока не летают», – справедливо отмечает в разговоре с «НИ» летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков. В подтверждение его слов отметим, что показания того же самого прибора не спасли более 70 пассажиров, погибших в авиакатастрофе над Боденским озером в июле 2002 года. Тогда Ту-154 «Башкирских авиалиний» столкнулся с грузовым Boeing на границе Германии и Швейцарии. Авиадиспетчер Петер Нильсен задал иностранному самолету высоту, уже занятую нашим авиалайнером. «Прибор предупреждал об опасности, но было решено поверить диспетчеру, – пояснил «НИ» эксперт по безопасности полетов, пожелавший не называть своего имени. – Пилот колебался, но рядом с ним сидел летчик-инструктор, который и принял фатальное решение». Напомним, авиадиспетчер, совершивший трагическую ошибку, в 2004 году был убит россиянином Виталием Калоевым, у которого в той катастрофе погибли жена и двое детей. «В российском воздушном пространстве указания диспетчера обязательны для исполнения, а за рубежом они даются консультативно, – объяснил «НИ» Александр Акименков. – Над нашей территорией практически не происходит столкновений, потому что все контролируется, а вот за рубежом безоглядное доверие диспетчерам может закончиться плохо». По экспертным оценкам, столкновения самолетов происходят в мире не часто – примерно раз в два года. Опасных сближений гораздо больше – по 10–15 случаев в год. «На количестве диспетчеров экономят во всем мире, – отметил эксперт по безопасности полетов. – За смену они контролируют до 20 самолетов, а это очень много».

"