Posted 1 сентября 2006,, 12:43

Published 1 сентября 2006,, 12:43

Modified 8 марта, 09:00

Updated 8 марта, 09:00

"Матвиенко гарантирует Путину возвращение в президенты в 2012 году"

1 сентября 2006, 12:43
"Матвиенко гарантирует Путину возвращение в президенты в 2012 году"

«Новым Известиям» удалось выяснить, что в России на очень высоком уровне рассматривается проект выдвижения в президентские преемники губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Причем у проекта уже даже есть кодовое название «Валентина Великая». Если верить нашим источникам, губернатор сама вышла с этой идеей на президента, пообещав при этом не засиживаться в Кремле дольше одного срока, т.е. до 2012 года. Однако эксперты уверены, что вручить властные атрибуты представительнице слабого пола большинство населения России пока не готово. Даже несмотря на то, что в других странах женщины уже успешно осваивают вершины власти.

Женское «наступление» сейчас наблюдается во многих странах. Так, на прошлой неделе кандидатом в президенты Эстонии была зарегистрирована вице-спикер парламента Эне Эргма. В этом году женщина стала президентом Либерии, а позже представительница прекрасного пола встала во главе Чили. Наконец, опросы общественного мнения показывают, что в США большинство избирателей готовы отдать голоса за Хиллари Клинтон, а во Франции – за Сеголен Руаяль.

В ходе исследования, проведенного колледжем Сайена в США, 81% респондентов отметили, что проголосовали бы на выборах 2008 года за женщину-кандидата. А согласно данным службы Gallup, около 46% американцев уверены в том, что представительница прекрасного пола станет президентом США в течение ближайшего десятилетия. Исследования же, проводимые в нашей стране, дают несколько иные поводы для размышлений. То, что женщина может стать президентом, допускают, по данным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 54% россиян. Не исключают возможность для себя проголосовать за представительницу прекрасного пола 57% респондентов. Но в то же время опросы, проводимые среди экспертов, дают совершенно иные результаты. Почти 60% специалистов полагают, что шансов на то, что в ближайшие 10–20 лет пост главы государства займет дама, практически нет.

Россия сильно отстает по числу «прекрасного представительства» в органах власти. Сейчас в правительстве нет ни одного министра в юбке. В губернаторских рядах всего лишь одна дама – Валентина Матвиенко, которая, правда, в рейтинге губернаторов, составленном компанией «Медиалогия», уступает в популярности лишь московскому мэру Юрию Лужкову. Но, как говорится, «один в поле не воин».

Аналитики объясняют такую дискриминацию по гендерному признаку в нашей стране несколькими факторами. Руководитель центра политической информации Алексей Мухин считает, что дело в нашей патриархальности. «Россия, несмотря на то, что это страна с женским содержанием, голосует за мужчин, – полагает эксперт. – Известно, что россияне выбирают, прежде всего, не умом, а сердцем. Они очень импульсивны, эмоциональны и подвержены внешнему влиянию. Эти свойства характера признаются превалирующими женскими чертами. Благодаря этому Россия практически всегда выбирает мужчину».

А вот президент института современной политики Владимир Лысенко уверен, что у нас просто нет достойных кандидаток на самую главную роль в стране. Например, такой как Хиллари Клинтон – «современной, толковой, ненавязчивой, не пытающейся решить свои проблемы за счет других». Эксперты смогли найти достойную кандидатуру только в далеком прошлом, в XVIII веке в лице императрицы Екатерины Великой. Она, по признанию историков, олицетворяла собой, прежде всего, «мужчину в юбке». В современной России на конкуренцию с представителями сильного пола за право стать во главе государства решились пока только две дамы – Элла Памфилова и Ирина Хакамада. В 2000 году Памфилова набрала 1,02% голосов. В 2004 году Хакамада добилась чуть большего успеха – 3,8% голосов.

Хотя и в США, похоже, тоже еще не до конца свыклись с мыслью, что будущего главу государства, возможно, придется называть не мистер, а миссис президент. Например, еще несколько лет назад американский журнал «Тайм» провел дискуссию на эту тему. И ее участники пришли к любопытному выводу, что «женщина могла бы быть очень хорошим вице-президентом, а вот президентом она могла бы стать только в том случае, если будет организовано успешное покушение на жизнь президента». Но, несмотря на подобные шутки, в Америке уже на полном серьезе приготовились наблюдать предвыборную схватку между Хиллари Клинтон и Кондолизой Райс, возглавляющей в нынешней администрации Буша внешнеполитическое ведомство.

В России же пока реальных противниц представителям сильной половины человечества не наблюдается. Тех, кого знают в лицо и кто обладает более или менее приличным рейтингом, можно пересчитать буквально по пальцам. Когда социологи предложили россиянам ответить на вопрос, кого из женщин вы хотели бы видеть президентом России, то всех опередила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Ей отдали голоса 21% респондентов. На втором месте оказалась Ирина Хакамада с 10% голосов. Из других известных дам большинство опрашиваемых смогли припомнить только Любовь Слиску и Эллу Памфилову.

Аналитики считают, что из этой «четверки» более или менее реальные шансы занять «престол» имеет г-жа Матвиенко. По словам Алексея Мухина, в кремлевских кулуарах существует даже проект под кодовым названием «Валентина Великая», в котором губернатор Санкт-Петербурга рассматривается как один из кандидатов в преемники Владимира Путина. В окружении питерского градоначальника этот проект обсуждается уже около года. «Валентину Матвиенко очень активно лоббирует ее питерское окружение, – сообщил «НИ» эксперт. – По некоторым данным, губернатор Санкт-Петербурга сама вышла с такой инициативой к главе государства. Она гарантирует Путину возвращение в 2012 году, обещая временно занять место, подержать его и отдать обратно».

То, что градоначальница Северной Пальмиры – единственный, пусть и весьма виртуальный кандидат-женщина на кресло главы государства, подтверждают и другие аналитики. По мнению Владимира Лысенко, это объясняется тем, что одна она «сочетает качества государственного деятеля, бизнес-лидера и обладает хорошим уровнем связей». Примечательно и то, что г-жа Матвиенко демонстративно не вступает, подобно большинству губернаторов, в ряды «Единой России». Тем самым она копирует поведение потенциальных преемников – Сергея Иванова и Дмитрия Медведева, а также самого Владимира Путина. В ее пользу говорит также быстрый взлет по карьерной лестнице. Г-жа Матвиенко стремительно перепрыгнула с вполне «женской должности» – заместителя председателя правительства по социальным вопросам – сначала на место полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе, а потом и в кресло губернатора Санкт-Петербурга. Учитывая ее амбициозность, мало кто сомневается, что главная леди Северной столицы ограничится одним этим титулом в своей политической карьере.

Правда, эксперты все-таки и этот «женский президентский проект» оценивают весьма скептически. По данным аналитиков, представительницу прекрасного пола, заявившую претензии на высший пост в стране, не поддержат ни мужчины, ни даже женщины. Правда, каждые из своих соображений. «Мужчины твердо уверены, что женщина, достигнув определенных высот, становится неуправляемой, – полагает Алексей Мухин. – А женщина никогда не проголосует за женщину. Есть такое понятие, как женская солидарность, но женское соперничество гораздо сильнее». При этом знатоки советуют не проводить аналогий между «патриархальной» Россией и «консервативной» Великобританией, где бывший премьер-министр Маргарет Тэтчер недавно была признана самой популярной главой правительства. «Консервативные ценности могут иногда меняться, но в той степени, в какой их меняют мужчины», – поясняют эксперты.

Все это, видимо, хорошо понимают и в Кремле. Владимир Путин вряд ли забыл, как в 2000 году на выборах губернатора Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко просто пришлось без боя отказаться от претензий на Смольный. Несмотря на мощную поддержку Кремля, она не могла соперничать с Владимиром Яковлевым. Г-же Матвиенко удалось занять его кресло только после того, как ее соперника в сентябре 2003 года волевым решением перевели на работу в правительство. Характерно, что ее соперницей на тех выборах была вице-губернатор Петербурга Анна Маркова. Кроме того, проект «Валентина Великая» считается в окружении Путина чужим, «экспортным из Санкт-Петербурга».

"