Posted 31 августа 2005,, 20:00

Published 31 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:25

Updated 8 марта, 09:25

Грозный Церетели

Грозный Церетели

31 августа 2005, 20:00
Новыми именами пополнился список городов, не желающих, чтобы в них стояли творения Зураба Церетели. Горячие протесты жителей Александрова (Владимирской области) и Любима (Ярославской области) против памятника Ивану Грозному обусловлены соображениями не только эстетического, но политического и религиозного характера.

Зураб Церетели не перестает восхищать! У всех еще на слуху скандалы с Петром I, подаренным без спроса петербуржцам, и с Иосифом Бродским, насчет установки статуи которого в столице ваятель тоже «забыл» посовещаться с людьми. Когда в сети появился сайт «Помогите Бродскому» и за три дня протест выразили более 13 тыс. москвичей, г-н Церетели заявил, что памятник – да, есть, но об установке говорить пока рано.

Президент Академии художеств сказал так, видимо, по трем причинам. Во-первых, чтобы лишний раз не дразнить московских гусей: вспомним акцию деятелей культуры столицы «Вас тут не стояло» против его Петра. Чтобы он все-таки встал там, где стоит, Церетели потребовалось слишком много времени и средств. Во-вторых, аккурат в те дни, когда жители Интернета помогали Бродскому, скульптор был занят транспортировкой через океан 150-тонной слезищи, пролитой им по поводу трагедии 11 сентября. От нее, прежде чем сдался на милость Церетели городок Байонн, отказались мэры Нью-Йорка и Джерси-Сити. Подобный бойкот пять американских городов объявили в середине 90-х церетелиевскому Колумбу, которого неутомимый ваятель сумел-таки сплавить в Пуэрто-Рико.

Наконец, третье. Скульптор сейчас ведет сражение сразу на нескольких фронтах в российской провинции. Не утихают страсти в Нижнем Новгороде, где для Минина и Пожарского работы Церетели никак не могут подобрать места. «Новые Известия» писали (в № 105 от 20 июня) об эпопее в Борисоглебске, что на Ярославщине: там Зураб Константинович наметил поставить у стен древнего монастыря памятники Иринарху Затворнику и иноку Пересвету. На днях принято решение перенести эти «изделия» (так сам автор именует свои скульптуры) за границы охраняемой зоны.

Теперь – новый скандал. Зураб Церетели замахнулся... нет, пока не на Вильяма нашего Шекспира – на царя Иоанна IV, по заслугам прозванного Грозным. Первоначально маэстро проектировал памятник для Вологды, но, говорят, в администрацию области пришло письмо из Татарстана, в котором справедливо замечалось, что этот царь утопил в крови Казань, да и своих подданных не щадил. После некоторого затишья зашла речь о размещении памятника в Кремле городка Александрова – недоброй памяти Александровой Слободы, на месте рождения «опричнины». Воспротивилась дирекция местного музея – филиала Владимирского заповедника, да и власти городка не выразили восторга, сославшись на неоднозначность исторических деяний Иоанна IV. Церетели не спасовал – и с владимирских проселков обратил свой взор на Ярославщину, в другой старинный городок Любим, где царь страсть как любил охотиться. На этой неделе там заварилась буча, в которую оказались втянуты светские и церковные власти области. Члены собрания представителей Любимского округа постановили принять в подарок от знаменитого скульптора «изделие» и водрузить перед зданием администрации (стоящего там сейчас Лермонтова решили перенести на более подходящее место – к детской библиотеке).

Но едва сообщение о «великом почине» распространили местные СМИ, с протестом выступила Ярославско-Ростовская епархия РПЦ в лице архиепископа Кирилла (Наконечного). Вот выдержки из его письма на имя губернатора Лисицына, облпрокурора Зелепукина и главного федерального инспектора Киселева: «Установка этого памятника приведет к появлению в городе большого количества лиц с нестабильной психикой, что, несомненно, ухудшит криминогенную ситуацию в районе. В Любиме, его окрестностях и в Первомайском р-не уже действует тоталитарная секта «Опричное братство», действия которой были предметом расследования со стороны прокуратуры и ФСБ». Об акциях «Опричного братства Иоанна Грозного», ратующего за причисление героя Церетели к лику святых, жестко говорил на последнем Архиерейском соборе РПЦ Алексий II. Ярославский губернатор Анатолий Лисицын буквально назавтра после обращения к нему архиепископа заявил, что не поддерживает идею установки памятника: «Фигура Ивана Грозного не настолько важна для нас, чтобы петь ему дифирамбы... У нас, слава богу, есть люди, которые в большей степени заслуживают, чтобы их память была увековечена».

Последние слова должны смягчить горький осадок в душе скульптора-дарителя. Никто не удивится, если в Любиме или в самом Ярославле появится вместо кровавого царя какой-то другой, мало чем отличимый – уж руку Церетели всегда и везде можно узнать. И здесь к месту вспомнить отзыв о свойстве натуры Зураба Церетели другого знаменитого, но куда менее энергичного грузина – Булата Окуджавы: «Он умеет лепить. Он умеет, например, слепить медведя. Вот я, например, медведя слепить не могу...»

Как говорится, почувствуйте разницу.

"