Posted 1 августа 2018,, 16:53

Published 1 августа 2018,, 16:53

Modified 7 марта, 16:35

Updated 7 марта, 16:35

Москва, Красная площадь, 1965 г.

Нелюбовь... Почему провинциалы не любят москвичей, но стремятся в столицу

1 августа 2018, 16:53
Москва, Красная площадь, 1965 г.
Взаимная неприязнь москвичей и провинциалов – старая тема, но она не перегреется, пока Москву не огородят глухим забором от остальной России, либо уровень жизни в глубинке не подтянется до столичного.

Москва она такая: слезам не верит, на обиженных воду возит. А уж сровнять с землей провинциала, унизить не то что словом – взглядом! – святое для москвича дело. Недавно вот барышню расстроили до слез «ВКонтакте». Ни за что, просто потому что приехала из глухомани. А москвичи, как известно, считают глухоманью все, что находится за МКАДом.

Девушку вычислили прямо на вокзале: «Спросила у одной дамы, как пройти в Козицкий переулок – меня там работодатель ждал, а она так презрительно оглядела меня с ног до головы – прям хоть сейчас выбрасывай туфли на каблуках, на которые я семь месяцев копила, и меняй сумочку на туристический рюкзак, которые они тут все носят. А я смотрю на эту модистку и плакать хочется: сама-то одета так, как будто собралась в лес за грибами. И вокруг много таких же - только что в мешках из-под картошки по улице не ходят, - серенькие толстовки, кедики, бесформенные джинсы и пижамного вида куртки — и на мальчиках, и на девочках. При этом москвичи уверены, что они не такие, как все. Что у них особенный стиль. Это потому, что у москвичей очень избирательное зрение. В том смысле, что они не видят вообще никого, кроме себя». Неудобные туфли все-таки пришлось поменять на кеды, и хотя работодатель сидел в таких же да ещё и ел лапшу-доширак прямо из банки, отношения с ним не сложились: отказал из опасения что «такому редкому самородку из глубинки будет трудно в его своеобразном коллективе».

Оскорбленная соискательница в ответ разразилась гневным постом: «Я люблю Москву, но ненавижу москвичей! Как вы смеете оскорблять всю страну своими мудрыми высказываниями о "провинции"?! Я пишу это послание, и руки дрожат от возмущения. Раньше Москва казалась такой родной и близкой - матерью для всех остальных городов. Сейчас мне даже не хочется к вам ехать на экскурсию. Ваше чванство омерзительно! Я сама из города, где тоже к вашему изумлению есть Кремль - из Нижнего Новгорода. По вашим жлобским меркам это глухая провинция. А я люблю свой город, и никогда к вам не уеду, не бойтесь! Мне очень жаль, что существует такая вражда между жителями нашей великой страны. Но она не кончится, пока вы, москвичи, не научитесь уважать других людей».

Взаимная неприязнь москвичей и провинциалов – старая тема, но она не перегреется, пока Москву не огородят глухим забором от остальной России либо уровень жизни в глубинке не подтянется до столичного. Так считает один из ведущих социологов Фонда региональных исследований Дмитрий Харатьян. Ни то ни другое в ближайшей перспективе стране не грозит. В реальности есть то, что есть – уродливо перекошенная структура всей жизни: и если в столице уже наступил двадцать первый век, то за пару сотен километров от нее жизнь проходит где- то в начале двадцатого – с небольшой поправкой на мобильную связь и электронные гаджеты.

Несмотря на периодические вспышки народного гнева относительно «неоправданно высоких» столичных зарплат, Москву и провинцию, по мнению социолога, разделяют не столько перекосы в экономике, которые простые люди не в силах изменить, сколько психологические противоречия. С одной стороны - страх и нежелание москвичей делиться с понаехавшими «благами», доставшимися им либо по рождению, либо по факту проживания в богатой столице, с другой - "комплекс провинциализма", который в скрытой форме присутствует у многих граждан, проживающих за пределами МКАД, и заключается в том, чтобы обвинить в своих бедах Москву и при этом утвердиться на том же «хлебном месте» любой ценой.

- Конечно, возникает вопрос, почему москвичи должны отвечать перед жителями других регионов из-за властей, которые все это устроили, - говорит Харатьян. - Безобразное государство безобразно управляет хозяйством страны, в принципе, с него и спрашивать надо. Но соседа ненавидеть всегда легче, чем барина.

Общероссийский опрос населения, проведенный в 44 субъектах РФ на тему отношения провинциалов к москвичам, а затем выборочно прозондированный после кризиса 2014-16 гг., подтверждает, что водораздел между людьми нарастает, жители Москвы добрее не стали, агрессивность и озлобленность провинциалов не уменьшилась. Вот пример. Шесть лет назад 29% респодентов считали Москву «воплощением всего лучшего, что есть в Росссии», сейчас таких 18%. Отрицательные качества москвичей прежде называли 42% опрошенных жителей, сейчас 63% провинциалов главным пороком обитателей столицы считают: «высокомерие, заносчивость, снобизм», потом идет - «жадность, корыстолюбие», затем « эгоизм, невоспитанность, грубость и равнодушие к другим», следом «нелюбовь к приезжим», ну и далее в обратном порядке от списка симпатий.

Тем не менее исследователи полагают, что люди, ненавидящие Москву и москвичей, знатно лукавят: перебраться в столицу мечтает каждый второй провинциал в возрасте до 35 лет, и каждый четвёртый в предпенсионном возрасте. Кстати, треть москвичей относятся к этому нейтрально, треть - терпимо и только 17% настроены «к деревне» отрицательно, считая, что нечего ей здесь делать, пусть развивает свою территорию. Ради справедливости: среди проблем провинции большинство москвичей правильно называет "малую зарплату" и небольшой выбор работы. Но как доходит до советов, что регионалам делать, чтобы «прийти к успеху», в голове у советчиков включается «условный премьер Медведев», который традиционно попрекает провинцию за отсутствие социальной мобильности, за то, люди "сидят на месте и ждут, когда им власть или дядя принесут деньги и работу на блюдечке". Короче, провинциалы, отрывайте зад от табуретки и езжайте куда подальше от своей убогости, но желательно не в Москву.

Если судить по перепалке в соцсетях, то ненавистников и там, и там гораздо больше, чем показывают соцопросы. Зато в фейсбуках и жизнь кипит, и признания жителей российской периферии и о том, что на самом деле они думают о Белокаменной и что Белокаменная думает о них, более искренние и без прикрас.

«А вы знаете почему москвичей не любит большинство граждан России? - спрашивает «столица» своих обидчиков на популярном форуме. - Вы столько гадостей о нас написали, но забыли сказать, что москвичи трудолюбивы, коммуникабельны и не любят сидеть сложа руки. Наличие этих качеств и мозолит у жителей российской глубинки неодобрительное отношение к москвичам».

Ответ из глубинки не заставил себя ждать: «Прикрыть свое брезгливое отношение к чёрной и грязной работе мифом о создании рабочих мест - типичная черта москвичей. Да вы же все ниже своего достоинства считаете работу сантехника, дворника, грузчика... и так далее. И относитесь к представителям этих профессий как к недочеловекам... "Понаехали тут!" - это именно ваша фраза. Так что не врите ни нам, ни себе!»

Когда провинциалы начинают ругать москвичей, часто всплывает такой аргумент: это все ненастоящие москвичи, а всего лишь те, кто приехал сюда лет 10-15 назад, осел и теперь мнит себя королём. На самом деле далеко не все придерживаются такой точки зрения и видят разницу.

«Не надо говорить, что коренные москвичи другие. По работе очень часто приходится видеть, как разговаривают между собой господа из серьёзных ведомств, которые родились и учились в Москве. Такое ощущение, что кроме мата они слов не знают вообще. Случайно попал в одно госучреждение после празднования победы Путина на выборах, все было заблевано, коридоры загажены… Если это элита Москвы, то гордиться ей нечем. Но рядовой россиян уважает москвичей не за это. Они быстро думают, быстро схватывают новое, не боятся рисковать. Провинция по сравнению с ними – тормоз, у нас годами ничего не происходит, школу закончил – и все, развиваться некуда. Если не успел вырваться из болота, то там и сгниешь, как мой дед, отец и брат».

Находятся и те, кому москвичей откровенно жаль.

«Как-то тут с другом спорили, сколько они с женой тратят на продукты, одежду, услуги и прочее. Выяснилось, что по многим позициям москвичи переплачивают и их жаль только поэтому. Но все равно доходы в среднем больше, чем у нас в Курске, но и желающих общипать твой карман тоже больше. Все время приходится быть начеку или наоборот, не сопротивляться. У тех москвичей, кто плывет по течению, уровень жизни ненамного выше, чем у приезжих. Они не умеют экономить и копить. Такой опыт приобретается только в провинции».

Провинциальная прижимистость, похоже, раздражает москвичей не меньше, чем "чуждость" понаехавших. Столичные жители описывали ее по-разному. Среди наиболее частых укоров - «ограниченность или примитивность интересов, быдловатость", "дешевизна, немодность и безвкусица в одежде, выборе чтения, музыки и досуга", "слабая образованность". Кому-то и вовсе не нравится, что жители провинции "более открытые, лезут в душу, и это напрягает".

В свою очередь, провинциалов бесит вечное подозрение, что они приехали в Москву только за тем, чтобы оттяпать у москвичей драгоценные квадратные метры.

«Мой первый муж - москвич. Сложилось впечатление, что он просто удавится и с ума сойдет из-за своей московской жилплощади. Все время мерещилось, что кто-то на их метры претендует. Соседи воду отравляют, чтобы их, бедных, извести и квартиру себе забрать. Все время разговоры о квадратных метрах, которых 24 на 5 человек. Я плюнула и ушла к такому же гастарбайтеру из Ижевска, как я сама. Три года откладывали по копеечке, ипотеку взяли – теперь у нас своя квартира в Люберцах. Встретила как-то бывшего – он все так же с мамой, папой, сестрой и раскладушкой на кухне. Завидует: вы, провинциалы, пронырливые, расталкиваете нас локтями».

Широко распространена мысль, что столичные жители боятся конкуренции со стороны провинциалов, готовых демпинговать, лишь бы закрепиться в столице, оплачивать аренду жилья, отсылать родственникам деньги или повысить свой "деревенский", "поселковый" или "урюпинский" уровень жизни. «Приезжие будут работать за миску супа, пишет Бывалый. - При том будут ездить на машине (кредитной), иметь квартиру (съёмную) и пускать пыль в глаза типа жизнь удалась! Но стоит только выпасть из обоймы, - ты никто! Машину отберут, из квартиры выкинут и кончит он жизнь в Москве под забором, потому что обратно в деревню этот квази-москвич ни за что не поедет! Это играет на руку начальникам – ведь такие работники готовы на всё, лишь бы удержаться на своём месте! Подставят, предадут да всё что угодно!»

Интересно, что подставы, расставленные повсюду москвичами, мерещатся и провинциалам. Вот исповедь Кирилла, учителя начальных классов сельской школы, переехавшего в Москву. «Учитель, с одной стороны, это профессия, которой учишься. Но с другой, люди, которые задерживаются в школе, идейные люди, работают по призванию. С такими зарплатами, с такими условиями как у нас в России, не иначе, как призванием это дело назвать нельзя. Если действительно стремишься работать с детьми, то невольно "забиваешь" на такие аспекты, как низкая зарплата и высокая нагрузка, греет, что выиграл конкурс "Молодой учитель года" или опубликовал монографию в научном журнале. Но ты постоянно получаешь маленькую зарплату, и повысить её очень трудно. За пять лет мне ее повышали один раз – с 8 до 9 тысяч рублей. Стыдно и обидно жить с семьей на эти деньги. Два года назад я перебрался в Москву. Меня пригласили работать в одну из столичных школ. В конце этого учебного года я буду увольняться, вернусь к себе обратно. Честно - переехал по глупости и очень скучаю по старой школе и своим детям. Переехал из-за того, что хотел развития, перспектив и карьерного роста, мотивировала высокая зарплата. Если учитель активный, ему реально получать около ста тысяч рублей. Но в Москве всё оказалось не так. Раньше я шёл на работу с большим желанием и удовольствием, а сейчас хожу, потому что надо.

В школе, где я работаю, нет коллективизма вообще. Если ещё в подмосковных школах учителя дружат, помогают друг другу, то здесь каждый сам за себя. Учителя нацелены на зарабатывание денег, думают, как бы им ещё что-то сделать и получить премию. При любой удобной ситуации тебя подставят, по тебе пройдут и не заметят. Родителей больше неадекватных в Москве, чем в глубинке. Все знают свои права, но никто не знает обязанностей. Учителя принимают за "рабочий материал". "Я за что плачу деньги?", "Я вам его отдала, вот вы и учите", "Вы должны за ним смотреть, вы должны то, вы должны это. А дома я делал то, что и не должен был, но во втором классе малокомплектной сельской школы мои ученики уже читали на английском, назубок знали все столицы мира и могли показать их на карте, побеждали в олимпиадах по занимательной арифметике. Надо возвращаться туда, где тебе комфортно. Меня пытались удержать. Родительский комитет обращался к директору, чтобы я остался в школе. Директор обещала надбавку к зарплате – наличными, за счёт спонсоров. Спонсоры предлагали квартиру к школе поближе снять и даже жить у кого-то из них дома. Это, конечно, всё несерьёзно. Немножко денег в Москве я заработал, можно заняться творчеством и какое-то время не зависеть от скудной учительской зарплаты».

Какой из этого вывод? «Депрессивная» провинция предоставляет продвинутой столице свой ценнейший ресурс - креативный и человеческий. А вот что периферия получает взамен из центра? Конкретно Москва - что именно она поставляет регионам? Ответ очевиден: продукция столицы – это административные решения. Весь этот поток законов, указов, постановлений и разъяснений, который спускается из центра в провинцию в условиях российской бюджетной политики, превращается в товар, который, как в магазине, либо уже просрочен, либо не будет востребован из-за хронической неплатежеспособности покупателей. С точки зрения чиновников, этот «товар» гораздо важнее, чем экономические и практические решения для регионов, но провинциального «покупателя» уже не проведешь, он все чаще голосует ногами. Все самые активные, энергичные, творческие личности при первой возможности устремляются из провинции в Москву - единственный на сегодняшний день реальный источник денег и славы.

«И правильно делают, - пишет в ФБ москвич Александр. – Всему виной маленькое пространство, на котором инициативному человеку не развернуть свою деятельность. Остается два выхода: либо становиться частью неактивного и ленивого общества, либо уезжать в динамичный и развивающийся город и пробовать свои силы в других масштабах. В Москве разноплановая и разносторонняя энергетика, кто хочет что-то отдать и получить, тот получит. По совести говоря, без подпитки из провинции, без человеческого потенциала Москва бы и сама давно пропала. Я даже боюсь, что произойдет ситуация, когда креативные и энергичные провинциалы задумаются, а стоит ли сражаться за место под столичным солнцем, если такого же уровня благосостояния и самореализации можно достичь на малой родине? Тогда Москва утратит свой статус города-мечты».

По всем прогнозам, это произойдёт не скоро. Другой вопрос, что освободившиеся места в провинции занимают те, кому не светит перебраться в столицу, а значит качество трудового и человеческого потенциала регионов медленно, но неуклонно снижается. Что делать? Соцсети, возможно, подумают об этом завтра.

"