Posted 30 июня 2015,, 21:00

Published 30 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Большая стирка

30 июня 2015, 21:00
Вчера депутаты без обсуждения приняли поправки к законопроекту, который позволит любому гражданину удалить из Сети неактуальную или недостоверную информацию о себе. Самым важным изменением в законопроекте стала отмена положения, позволявшего удалять из поисковой выдачи ссылки на достоверную информацию более чем трехлет

К законопроекту, который Госдума приняла в первом чтении еще 16 июня, было подготовлено 32 поправки, однако только 14 из них были приняты. Согласно документу в его нынешнем виде, операторы поисковых систем будут обязаны по требованию пользователей удалять из поисковой выдачи ссылки на сообщения о них в Интернете, если они недостоверны или «стали неактуальны для пользователя». Но есть исключения: так, гражданину не удастся скрыть информацию о своей неснятой или непогашенной судимости или если информация, которую заявитель хочет убрать из поисковой выдачи, содержит признаки уголовно наказуемых деяний. Срок рассмотрения поисковиками заявок от граждан увеличили с трех календарных до 10 рабочих дней. Как и в первой редакции законопроекта, поисковики должны будут удалять ссылки на недостоверные сообщения и на информацию, распространяемую с нарушением закона.

В числе отклоненных поправок оказалась отсрочка вступления законопроекта в силу, на которой настаивал парламентарий Дмитрий Гудков: он предлагал отодвинуть этот срок на январь 2017 года. Однако депутаты планируют, что уже с нового года закон заработает. Не прошла и поправка, запрещающая пользоваться «правом на забвение» государственным, гражданским и муниципальным служащим, силовикам, судьям и депутатам.

Как только документ вступит в силу, начнется бум мошенничества, отметил «НИ» исполнительный директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Гребенников. «Появится большое количество мошенников, агентств, SMM-чистильщиков Интернета, которые будут за деньги предлагать убрать информацию о себе из Интернета», – подчеркнул собеседник «НИ». По его словам, часть пользователей все же довольны принятием такого законопроекта. «Скорее всего, они сталкивались с размещением недостоверной информации о них. Возможно, 10–15 лет назад они выложили в Интернет данные, которые теперь мешают им жить. Если это вредит человеку, то почему бы ни убрать такую информацию. Это все же шаг к более тесному взаимодействию поисковых компаний и пользователей», – сказал эксперт. С другой стороны, многие пользователи выступают резко против такой нормы: «Они считают, что информация должна распространяться свободно и никто ничего не должен удалять. Наша задача – защищать их интересы тоже», – заметил «НИ» г-н Гребенников.

Законопроект лоббируется для того, чтобы защитить преступников, убежден в беседе с «НИ» медиаэксперт Антон Носик. «Этот документ принимается, чтобы, к примеру, педофил мог подавать в суд на «Яндекс» за то, что информация о том, как его судили, присутствует в ленте «Интерфакса». Закон отнюдь не защищает ребенка, которого он изнасиловал, а жалеет преступника, который желает стереть это черное пятно со своей репутации», – отметил «НИ» эксперт.

Оператор поисковой системы, по задумке депутатов, может отказать гражданину и не удалять информацию о нем. Однако он обязан мотивировать свое решение. Гражданин в свою очередь вправе обжаловать в суде такой отказ. Если суд примет сторону гражданина, поисковик будет обязан удалить ссылки и заплатить штраф в размере 100 тысяч рублей.

«Это в некотором роде смертный приговор для компании-поисковика, – отметил «НИ» Антон Носик. – Презумпция виновности поисковика намертво там зафиксирована. К примеру, подал иск на «Яндекс» житель Магадана. Придется же отправлять адвоката туда, оплачивать ему командировку, его услуги. А таких исков будут тысячи, у нас одних ДТП сколько происходит. Все, получается, «Яндекс» сразу проиграл», – подчеркнул «НИ» г-н Носик.

Минкомсвязи ранее выступило против самой концепции такого законопроекта. По мнению замминистра связи Алексея Волина, любая информация или ссылки на нее могут быть удалены только по решению суда и только в том случае, если суд признает эту информацию не соответствующей действительности. «Все остальное не имеет смысла: человек должен отвечать за то, что он сделал в жизни», – заявлял г-н Волин.

"