Posted 1 июля 2011,, 03:26

Published 1 июля 2011,, 03:26

Modified 8 марта, 06:14

Updated 8 марта, 06:14

Чиновники могут безнаказанно ругать начальство – их защитит суд

Чиновники могут безнаказанно ругать начальство – их защитит суд

1 июля 2011, 03:26
Чиновники могут безнаказанно ругать начальство – их защитит суд
Сюжет
Суды

Конституционный суд РФ признал право госслужащих на конструктивную критику своего начальства, в том числе публичную. Тут же последовало уточнение: мнение должно быть аргументированным и не быть вызванным обидой на начальство. Такое заключение прозвучало на разбирательствах по делам участкового милиционера Тольятти Алексея Мумолина и старшего инспектора межрайонной инспекции ФНС по Центральному федеральному округу Людмилы Кондратьевой, которые были уволены из-за негативных высказываний в адрес своего руководства

Оба бывших служащих пытались через суд опротестовать законы о государственной гражданской службе и о милиции, которые запрещают публичные высказывания чиновников в адрес руководства ведомств, сообщает РБК. Они хотели доказать, что подобные ограничения противоречат Конституции РФ, в частности нарушают право граждан на свободу слова.

В итоге суд удовлетворил жалобы уволенных служащих, но не признал вышеуказанные законы неконституционными, так как они не предполагают увольнение работников за их нарушение. «Госслужащий вправе выразить свое мнение (аргументированное и основанное на реальных фактах) публично, если оно соответствует общественным интересам, а мотивом выступления не является обида или достижение личных целей», - таков был вердикт суда. «Абсолютный запрет на публичное выражение госслужащими своего мнения, в том числе в СМИ, относительно деятельности органов госвласти» признан недопустимым.

Заключение Конституционного суда было полно оговорок. Например, суд подтвердил недопустимость публичных порицаний госвласти, способных подорвать ее авторитет, а также похвальных и одобрительных суждений и оценок, «поскольку такие действия способствуют укоренению отношений личной преданности, бюрократической сплоченности, покровительства и внеслужебной зависимости нижестоящих служащих от вышестоящих» («Коммерсантъ»). И все же решение суда в пользу уволенных работников госструктур – признак оздоровления правовой системы государства, признание того, что право общества узнавать о проблемах и противозаконных действиях чиновников и правоохранителей важнее бюрократической этики («Ведомости»).

Ожидается, что теперь подобных обращений обиженных госслужащих в суды станет намного больше. Многие излишне смелые чиновники и милиционеры захотят побороться за свои права. Да и не только они. Например, такой же запрет на критику руководства есть в законе «О статусе военнослужащих».

Выигравшие процесс отнеслись к заключению судей по-разному. Кондратьева заявила, что рассчитывала на «более конкретно сформулированные ограничения, поскольку неопределенность в законе создает людям большие проблемы», а Мумолин сообщил, что «очень счастлив за себя и своих коллег и будет добиваться восстановления на работе и выплаты компенсаций за прогулы и причиненный ему моральный вред».

В.

"