Posted 1 июня 2018, 08:16

Published 1 июня 2018, 08:16

Modified 7 марта, 16:49

Updated 7 марта, 16:49

Учитель подсказала правительству, как снизить бедность россиян

1 июня 2018, 08:16
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, наиболее трудновыполнимая задача в майском указе президента - это снижение бедности в два раза к 2024 году. Однако задача на самом деле не так сложна, уверяет кандидат исторических наук, учитель Ирина Канторович.

Ирина Канторович, автор петиции

Оказывается, задача не так сложна, как кажется на первый взгляд. Действительно, в нашей стране существует, по словам Ольги Голодец, «уникальное явление» - «бедность работников». Откуда же возникло это «уникальное явление»? На самом деле его спровоцировали некоторые законы, принятые около десяти лет назад. Только изменив эти законы можно победить бедность работников. Каковы эти законы?

  1. В это трудно поверить, но это так: в РФ государство полностью самоустранилось от назначения размера зарплат работникам бюджетных и муниципальных учреждений, передав эти полномочия органам местного самоуправления, согласно ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131 с изменениями и дополнениями, а также согласно 144 Ст.ТК РФ. Это подтвердил во время июньской прямой линии 2017 года и В.В.Путин: «У нас деньгами учителей и определением уровня заработной платы распоряжается сама школа, она определяет штатное расписание и доплаты к окладу...»

На практике размеры зарплат определяет не орган местного самоуправления, а администрация[1]. Поскольку речь идет о больших деньгах, члены не «карманных» профсоюзов, пытающиеся защитить права работников, подводятся ею под увольнение. Президент не полно обрисовал ситуацию: школа определяет не только доплаты, но и размер окладов. На практике они назначаются совершенно произвольно под конкретных людей (Пример - Приложение 1 в конце статьи)[2].

  1. Действующая Новая система оплаты труда (НСОТ) позволяет законно платить сотрудникам одной должности и одной нагрузки зарплату с разницей в разы. Об этом публично заявила министр О.Ю.Васильева: «Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток только отдельных, приближенных, преподавателей, фактически не повышает зарплату педагогического коллектива. По принципу у тебя 20, у меня 120, а средняя у нас 70»[3]. Несправедливость, нищенские зарплаты большинства сотрудников, произвол администрации в выплате стимулирующих – реалии современности, порожденные НСОТ.
  2. В 2010 году был изменен порядок распоряжения деньгами, не потраченными бюджетным учреждением по назначению. Согласно части 17 Ст. 30 83-ФЗ от 08.05.2010 г. все деньги, выделенные бюджетному учреждению, как правило, остаются у него. При этом по закону (например, для Москвы это п.3 Постановления Правительства Москвы № 1088-ППО от 28 декабря 2010 г.) «сэкономленное» - на зарплатах работников, на услугах гражданам, на коммунальных услугах и т.п. – направляется в «стимулирующую часть фонда оплаты труда». А решение о том, кому именно платить стимулирующие выплаты, на практике регулируется только совестью администратора.

Руководитель понял, что по закону он может перераспределять сэкономленные бюджетные средства в зарлату отдельных сотрудников учреждения, и начал всемерно «экономить» - оптимизировать. Например, согласно докладу начальника Дирекции Департамента образования города Москвы О.И.Яковлева, только в сравнении с 2013 годом в 2015 году «сэкономлено» 14,2 млрд рублей. (Приложение 2). Я послала запрос в Правительство РФ : куда пошли сэкономленные 14,2 миллиардов? Насколько я вижу, по закону их можно только перевести в зарплатные выплаты сотрудников ДогМа. В итоге мое письмо для ответа переправили в ДОгМ же. Его ответ (Приложение 3), согласно которому экономия пошла на увеличение зарплат учителей, только укрепил меня в предположении, что экономия миллиардов (!) выплачивается сотрудникам ДогМа в виде стимулирующих выплат[4].

Если не изменить указанные законы, породившие законный механизм перевода бюджетных денег не на те цели, на которые они выделялись, а на стимулирующие выплаты сотрудников, избранно указанных директором, - нашу страну ждут серьезные социальные потрясения.

Приложение 1

А) Например, в московской бюджетной школе ГБОУ «Технологии обучения» актуальные оклады секретаря учебной части 34 690 руб. (п.15) и водителя - 46800 руб. (п.5) (для занятия данных должностях высшее образование не требуется) выше оклада тьютора 33 336 руб. (п.8) (работника с высшим педагогическим образованием).

Справки 2-НДФЛ сотрудников ГБОУ «Технологии обучения» можно запросить в Инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по г. Москве и увидеть, что на вскидку несколько десятков среднемесячных топзарплат работников этого бюджетного учреждения составляют каждая несколько сотен тысяч рублей. Юридических препятствий к этому нет.

Б) Актуальный оклад работника сферы образования в 2750 рублей. Из статьи «Бюджетники Каргополя вышли на митинг против резкого сокращения зарплат» (август 2017 года): «Зарплата одной из представительниц сферы образования с 1 сентября сократится в два раза»:

Приложение 2. Фрагменты доступной в сети презентации (слайды 1 и 4):

Приложение 3

[1] При этом системы оплаты труда учреждений должны устанавливаться с учетом Рекомендаций, разработанных Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Однако все администраторы овладели информацией, что Рекомендации с юридической точки зрения носят именно рекомендательный характер, если Положение об оплате труда учреждения не соответствует Рекомендациям, оно все равно законно. Оспорить его в суде невозможно.

[2] При том, что оклад назначается произвольно администрацией и законно может быть ниже МРОТ, работодатель имеет право по закону вовсе не платить стимулирующую часть зарплаты: согласно Определению Верховного суда от 27.11.17 г. N 69-КГ17-22, «выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя». То есть даже через суд работник не может претендовать на выплату стимулирующих.

[3] См. публикацию на официальном сайте Минобрнауки РФ «В Москве обсудили финансовую политику Министерства образования и науки Российской Федерации» от 29 ноября 2017 года.

[4] Представляется, что запросив в Налоговой инспекции справки 2НДФЛ сотудников ДогМа, имеющих наивысшие показатели, можно документально подтвердить или опровергнуть данный тезис.

Подпишитесь