Posted 31 мая 2012,, 20:00

Published 31 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:45

Updated 8 марта, 05:45

Директор по внешним связям Google Питер Бэррон

Директор по внешним связям Google Питер Бэррон

31 мая 2012, 20:00
Еще лет пятнадцать назад мы узнавали последние новости из газет, телепередач или по радио. Современный же человек пользуется сразу несколькими мобильными гаджетами, чтобы быть в курсе событий. А что будет дальше? Выживут ли традиционные СМИ и как в скором времени мы будем узнавать о событиях в мире? Каким образом Интер

– Питер, до прихода в Google вы много лет работали журналистом, руководили новостной программой на британском телевидении. А сейчас вы читаете бумажные газеты и журналы? Как часто смотрите ТВ, слушаете радио?

– Да, конечно, я продолжаю читать газеты. Например, Evening Standard, которую бесплатно распространяют в лондонском метро,– отличное издание. Я сам много лет подряд работал на традиционном телевидении, на Би-би-си. Но начиная с середины 1990-х годов мои привычки в этом плане начали меняться. Сейчас, как и большинство современных людей, я чаще пользуюсь онлайн-изданиями. Гораздо проще самому найти интересующую тебя информацию в Интернете или прочитать новость прямо со своего мобильного устройства, нежели дожидаться передачи по ТВ.

– Вы согласны, что революция в сфере СМИ уже случилась? Я имею в виду выход практически всех изданий, теле- и радиокомпаний в Интернет. Ведь сейчас любой человек, живущий, скажем, в крупном городе, может узнать последние новости из любой деревни на другой стороне земного шара. Или вы ждете новых прорывов в сфере СМИ в будущем?

– Да, революция происходила все последние 15 лет. Когда я пришел на ТВ в 1990 году, все работали с печатными машинками. У нас не было Интернета или мобильников. Чтобы прочитать газетную статью, написанную ранее, нужно было идти в архив и искать ее в старых подшивках. И это все было всего каких-то 20 лет назад! За это время мы стали свидетелями революционных процессов в сфере массовых коммуникаций. Все крупные СМИ используют Интернет сейчас, даже радиостанции вышли в Сеть. Сегодня мы наблюдаем еще одну ступень в развитии медиа – это создание новых СМИ специально для той или иной платформы– например, для планшетников.

– Вы наверняка постоянно слышите разговоры, что онлайн-СМИ активно вытесняют традиционные, и лет через десять обычных газет и журналов вообще не останется. Вы тоже считаете, что век традиционных СМИ на исходе?

– Если мы возьмем современные газеты, серьезные бренды, то чаще всего они продолжают выпускать бумажные версии, параллельно транслируя новости на сайте. На мой взгляд, современные медиа – это комбинация различных платформ для донесения информации. Сейчас таких платформ пять: ТВ, бумага, интернет-сайт, версия сайта для мобильников и версия для планшетников.

– Но будут ли традиционные издания и в будущем выпускать свои бумажные версии, что во многих случаях нерентабельно, или в скором времени им полностью придется уйти в Сеть, публикуя журналистские материалы на сайтах под старым брендом?

– Очень сложно строить какие-либо прогнозы относительно будущего печатных изданий. Понятно, что напечатать газету и распространить ее по всей стране – очень дорого. Распространение новостей через сайт в разы дешевле. Другой минус– печатную версию нельзя обновить, в то время как новость на сайте можно отредактировать каждую минуту. Но при всем этом многим людям нравятся старые добрые газеты, которые можно подержать в руках и пробежаться по статьям. Мне, по крайней мере, это нравится. И я бы не торопился хоронить традиционные печатные версии изданий.

– Не секрет, что сейчас обычные газеты читают те, кто не может пользоваться Интернетом в данный момент – люди в поездках, к примеру. Может быть, газетам следует больше писать о путешествиях и прочих вещах, которые интересны тем, у кого нет доступа в Сеть?

– Абсолютно верно! СМИ будущего должны иметь форматы, каждый из которых будет оптимален в определенном месте и в определенное время. Люди хотят потреблять информацию в разных формах. Утром я хочу узнать последние новости, иногда просто одним предложением– скажите мне, что происходит. А вечером я хочу прочитать интересную аналитическую статью и посмотреть фотографии. В этом суть развития современных СМИ. Сегодня издатель должен давать новый продукт в разных формах, публикуя новую информацию несколько раз в день.

– В России мы тоже любим вечером почитать хорошие статьи. Но, думаю, вы согласитесь, что интернет-издания в основном производят короткие новости, и люди к этому уже привыкли. Сейчас массовый читатель, который находится в постоянной спешке, плохо воспринимает аналитику, предпочитая ей новостные заметки в три строки или вообще «пробежку» по заголовкам. В этой связи возникает тревога за судьбу журналов, публикующих большие аналитические материалы о политике, экономике, которые были так популярны в 1960–1990-е годы?

– Я считаю, что информация высокого качества, которую производят серьезные издания, в наши дни востребована как никогда. Но у ТВ или традиционных журналов есть слабая точка – они не персонализированы для конкретного человека. Допустим, мне крайне интересна одна конкретная статья в журнале, но совершенно неинтересны остальные. Поэтому следующая ступень развития СМИ, в том числе журналов,– персонализация содержания. Некоторые продукты, например «Новости» Google, позволяют человеку создавать подписку только на те темы, которые ему интересны. Создав подписку, человек будет получать в ленте новостей только интересующую его информацию.

– А как сегодня чувствует себя глянец? Журналы для женщин, мужские издания, глянец про автомобили, часы, дорогие аксессуары, мебель, хай-тек, путешествия? Что будет с ними?

– У глянцевых журналов есть много преимуществ перед газетным форматом. Это продукт, и притом красивый продукт. Люди любят не только читать, но и просто пролистывать их страницы, видеть красивые фотографии. Более того, даже реклама в глянце – это тоже часть наслаждения от журнала. И если вы откроете страничку крупного глянцевого издания в своем планшетнике, то увидите, что она сделана так же красиво, как сам журнал. Это в своем роде онлайн-зеркало традиционного журнала. Могу сказать, что издатели настроены очень оптимистично по поводу будущего журналов, поскольку онлайн-версии глянцевых изданий дополнят и улучшат их «физические» выпуски, которые все еще остаются хорошо продаваемым продуктом.

– Может ли появиться новое интернет-СМИ на волне успеха той или иной темы в Сети? Представим, что в Глобальной паутине все большей популярностью пользуются материалы о животных – каждый день многие люди подписываются, например, на новости о лошадях. Может ли издатель создать сетевое СМИ, которое будет специализироваться только по этой узкой теме?

– Да, это один из основных путей развития онлайн-СМИ. В качестве примера я бы привел деятельность онлайн-ритейлера Amazon. Они делают отличные рекомендации, когда вы покупаете тот или иной товар. К примеру, я купил аудиозаписи, и при моем следующем заходе на сайт мне предложили приобрести новые записи этого артиста и ряд дисков других исполнителей, о которых я даже не слышал. Но потом я прочитал в Сети об этих артистах и сказал себе: «Почему нет, я хотел бы их послушать». Так что тот же Amazon еще раньше меня знает, что мне будет интересно, поскольку компьютерная программа оценила мои предпочтения и пристрастия и подобрала мне что-то новое. Думаю, так должны поступать и интернет-издания – т.е. оценивать сложившиеся пристрастия виртуальных подписчиков по ранее прочитанным статьям и давать им новости по их любимым темам. В результате читатель будет получать онлайн-выпуск новостей, где ему интересны 100% материалов, а не 5–10%, как в случае с обычной бумажной газетой.

– Сейчас мы наблюдаем бурное развитие новой площадки для общения – социальные сети, которые уже объединяют гигантское число людей. Можно ли говорить, что соцсети уже превратились в своего рода онлайн-СМИ, где люди могут не только общаться, но и узнавать новости, обсуждать их?

– Существует мнение, что в перспективе социальные сети могут заменить собой некоторые СМИ. И эта точка зрения имеет право на жизнь. Но любой пользователь соцсетей подтвердит, что зачастую самые горячие обсуждения вызывают ссылки на интересные статьи в крупных СМИ, написанные популярными журналистами. И вы видите, что сейчас в интернет-изданиях под каждой статьей есть кнопки соцсетей (например, «+1» от компании Google)– это интересный и уже популярный способ рекомендовать своим друзьям ту или иную публикацию.

– Взглянем на тенденцию с другой стороны: могут ли крупные электронные СМИ стать новой соцсетью, где люди будут общаться в комментариях, создавая различные дискуссии на поле издания?

– Согласен, платформы крупных СМИ– это отличная возможность для общения людей. Причем это позволяет объединить людей, которые имеют схожие интересы, поскольку они обсуждают информацию, в которой все заинтересованы. Более того, современные технологии позволяют создавать отдельные площадки для общения узких специалистов – тех же физиков. К примеру, сейчас документалисты, снимающие фильм про ЦЕРН в Швейцарии, делают небольшие трехминутные видео о работе ученых и пару раз в месяц выкладывают эти ролики на YouTube и в нашу соцсеть Google+. И эти ролики вызывают широкую дискуссию ученых со всего мира. Помимо всего прочего, это позволило превратить статичную документалистику в живую журналистику.

– Как повлияло на человечество развитие Интернета за последние 20 лет? Стали ли мы более осведомленными о текущих событиях? Помогли ли людям сетевые СМИ стать более активными в общественной и политической жизни?

– По крайней мере, возможности для участия в общественной жизни заметно расширились. Используя Интернет, наши современники не просто могут читать статьи по интересующей их теме. У них появился доступ к первоисточникам, так что любой желающий может проводить собственные расследования. Например, в 2009 году в Великобритании был крупный скандал по поводу расходования средств налогоплательщиков членами парламента. Журналисты не могли сами проверить гигантский объем документации, и они поступили просто – дали читателям доступ к этим документам, и каждый смог подключиться к расследованию деятельности депутатов. И именно читатели помогли журналистам найти нарушения в деятельности того или иного члена парламента.

– Продолжим тему разоблачений. В Европе и Америке большой резонанс вызвали публикации секретных документов на сайте WikiLeaks– подобного рода разоблачений дипломатов и военных невозможно было представить еще лет 10–15 назад. Еще более удивительные события– «арабская весна» 2011 года. В тот год в ряде стран третьего мира жители смогли объединиться и устроить революции – на 90% благодаря активности местных блогеров в соцсетях Facebook, Twitter. Вас не удивляет, что сейчас Интернет играет для развивающихся стран даже большую роль, чем для развитых?

– В Африке развитие современных технологий шло по очень необычному пути. В африканских странах до сих пор достаточно слабо развит Интернет, и очень небольшой процент людей имеют персональные компьютеры. Однако у большинства жителей севера Африки сейчас есть мобильные телефоны. Африка перескочила через стадию персональных компьютеров, и ее жители сразу начали общаться с помощью мобильников и мобильного Интернета. Безусловно, это сыграло свою роль в событиях «арабской весны», помогло людям узнавать о происходящем и объединиться. Вообще, развитие мобильных технологий в Африке идет поражающими темпами. В Кении, например, жители могут даже делать денежные переводы с помощью своих телефонов– не каждый европеец еще освоил эту «науку». В той же Кении недавно запущен проект, когда каждый человек может сообщить по своему телефону о беспорядках после недавних выборов в стране.

– Можно ли назвать популярных блогеров в Европе, США, других странах своеобразными мини-СМИ? У нас в России есть несколько блогеров, чье влияние на людей превосходит влияние многих крупных изданий. Или влияние блогеров на общество переоценено?

– На самом деле сейчас буквально каждый человек в нашем мире может стать ньюсмейкером. Любой человек с помощью своего смартфона может сделать фотографию или видео, после чего выложить запись на YouTube. Да, кто-то публикует блестящие материалы, а кто-то мусор. Но большинство людей могут сразу отличить хороший материал от плохого. Поэтому хорошие блогеры, публикующие качественный, оригинальный контент, попадают в топ-листы, и люди им доверяют. Некоторые блогеры действительно смогли заработать серьезную репутацию, и их можно назвать своего рода отдельными небольшими СМИ, которым люди доверяют.

– Почему некоторым блогерам зачастую доверяют больше, чем обычным СМИ? И почему традиционным СМИ сейчас доверяют меньше, чем раньше?

– Вопрос не в том, что блогерам доверяют больше, чем СМИ. Просто людям нравится читать блоги, где публикуется качественная, интересная информация. В СМИ есть достаточно журналистов, которым люди вполне доверяют. Соль в том, что читатели доверяют тем, кто публикует правдивую, истинную информацию – и не важно, блогер он или журналист. У нас в стране хорошие журналисты могут писать и в газету, и в свои блоги – их читают везде.

– А как Google может способствовать развитию рынка интернет-СМИ?

– Мы очень хотим поддерживать медиаорганизации, предоставляя им свои продукты и услуги. Мы постоянно поддерживаем инновации в журналистике. В прошлом году в Европе мы выделили 3 млн. долларов на премии и призы в сфере электронной журналистики через Институт международной журналистики.

– Какие продукты может предложить Google для онлайн-медиа, традиционных СМИ, других организаций?

– Один из основных таких продуктов конечно же это Google+. Издания могут создать свою страничку в этой социальной сети, вдобавок они могут размещать в своих материалах нашу кнопку «+1», которая позволяет читателям делиться со своими друзьями интересной информацией. Огромные возможности предоставляет видеохостинг YouTube. Организации могут создать свой канал на YouTube или вставлять интересные видео с YouTube на свои корпоративные сайты. Все больше организаций и СМИ используют сервис «Карты» Google. Для изданий на сервисе «Новости» Google появилась опция «Выбор редакции», когда издатель размещает в «Новостях» Google именно те оригинальные заметки, которые сами журналисты считают наиболее интересными.

– И последнее. Давайте перенесемся в будущее. Скажем, в 2025 год. Как в это время обычные люди– офисные работники в Москве, таксисты в Лондоне, сталевары в Питтсбурге – будут узнавать новости дня? Человек включит телевизор, зайдет на новостной сайт, в свой Твиттер, если не придумают ничего нового, или откроет привычную нам газету?

– Очень сложно предсказать, что будет даже в 2013 году, не говоря про 2025-й. Десять лет назад мы использовали Сеть для поиска. Мы заходили на сайт метеослужб, чтобы узнать, какая погода в Москве. Сейчас мы просто забиваем в поисковик: «Какая погода в Москве?» И поисковик моментально дает ответ на этот вопрос. Так что эволюция нашего взаимодействия с Сетью – это поиск без процесса поиска. Думаю, что в будущем электронные устройства будут искать что-то вместо нас. Например, я заинтересован в старинной книге, ищу ее в Сети. И вот, гуляя по Москве, я прохожу мимо незнакомой антикварной лавки. И в этот момент мой смартфон звонит мне и говорит: «Вот в этой лавке лежит книга, которую ты ищешь». Полагаю, в будущем гаджеты будут сами искать интересующие нас вещи, используя наши привычки, полученную ранее информацию, запросы. Еще я убежден, что уже через несколько лет на всех новых ТВ будет стоять интернет-браузер, как сейчас на всех новых смартфонах установлены браузеры. Уверен, что через несколько лет у человека в доме будет стоять экран, на котором он сможет одновременно смотреть ТВ-передачи, открывать веб-сайты, сидеть на своей страничке в соцсети и отвечать на пришедшую ему электронную почту...

"