Posted 31 мая 2006,, 20:00

Published 31 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 02:26

Updated 8 марта, 02:26

Мавлит Бажаев

Мавлит Бажаев

31 мая 2006, 20:00
У России есть опыт решения демографических проблем

Проблемы демографии в России не случайно заняли особое место в недавнем послании президента России Федеральному собранию именно сейчас. Ситуация в стране по сравнению с предыдущими годами заметно улучшилась. Государство стало укрепляться, и у нас наконец-то появилась реальная возможность воздействовать на демографические процессы и, в частности, стимулировать динамику рождаемости в стране. А в том, что вопрос демографии весьма актуален для России, никаких сомнений нет – в стране фактически идет процесс депопуляции. Вот конкретные цифры. В начале 90-х годов прошлого века на территории России проживали 150 млн. человек. Кроме того, по оценкам экспертов, за последние годы в Россию вернулись до 6 млн. соотечественников из бывших республик СССР. В настоящее время, по данным переписи населения, в России проживают 146 млн. человек. Получается, что за 15 лет мы потеряли 10 млн. человек! И этот процесс продолжается. В год, по данным Госкомстата, мы теряем более 700 тыс. человек. Это большая цифра. И если срочно не предпринять радикальных мер по исправлению ситуации, то мы, в конце концов, можем растерять население. А это чревато потерей контроля над огромными пространствами России. Достаточно посмотреть на граничащие с Китаем регионы Дальнего Востока и части Сибири. У наших соседей, по оценкам российских специалистов, вдоль границы население составляет более 120 млн. человек. А у нас там проживают от 17 до 20 млн. человек. Это несопоставимые цифры. И главное, что в Китае в отличие от России рост населения продолжается.

Как известно, президент в своем послании сформулировал конкретные меры по исправлению демографической ситуации в стране. Предложенные им доплаты по 250 тыс. на второго ребенка в семье, безусловно, станут серьезной поддержкой родителям. Ведь не секрет, что часто именно из-за низкого уровня благосостояния они вынуждены ограничиваться одним ребенком. А во многих семьях детей вообще нет. Так что я уверен, что меры, изложенные в президентском послании, во многом помогут улучшить положение. Хотя, безусловно, только за счет этих выплат проблему решить невозможно. Но надо понимать, что на оздоровление демографической ситуации направлены и все четыре национальных проекта, заявленные президентом ранее.

С другой стороны, в решении вышеупомянутых проблем у нас, к сожалению, не задействованы и многие другие имеющиеся ресурсы. Достаточно вспомнить, что демографическая ситуация в различных регионах России неоднородна. Например, на Северном Кавказе в отличие от Дальнего Востока и Сибири наблюдается устойчиво высокий уровень рождаемости. Думаю, во многом это является следствием местных традиций. Ведь в северокавказских обществах, в том числе и в среде казачества, до сих пор сохраняются многие элементы патриархального уклада жизни. Население здесь менее урбанизировано, чем в целом по стране, и люди сохранили приверженность к традиционным ценностям.

Но сегодня перенаселенность Северного Кавказа, избыток молодого трудоспособного населения, в свою очередь, порождают новые проблемы. Речь, в частности, идет о росте экстремизма, распространении терроризма и сепаратизма. Молодые люди не имеют работы, не имеют возможности получить соответствующее образование, не имеют никаких гарантий, а главное – веры в то, что у них в перспективе что-то улучшится. И поэтому эта часть населения, отчаявшись, начинает искать возможности самоорганизации для решения своих проблем. Так как это чаще всего происходит на протестной основе, то такая самоорганизация ни к чему хорошему не приводит. Хочу подчеркнуть, что наличие в общей структуре населения высокой доли легко манипулируемой и неустроенной молодежи (особенно молодых мужчин) говорит о том, что регион находится в кризисном положении. Поэтому государство должно активнее участвовать в решении проблем, связанных с переизбытком трудовых ресурсов на Северном Кавказе.

При этом опыт решения таких проблем у нас есть. Когда-то в советские времена у нас были эффективные государственные программы развития регионов, которые среди прочего учитывали и демографические факторы. Можно назвать такие крупные проекты, как поднятие целины, развитие Нечерноземья, строительство БАМа и многие другие. Для активной молодежи, ищущей, где приложить свои силы и энергию, создавалась возможность найти себе работу там, где она есть. Таким образом, обеспечивалось перемещение рабочей силы из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные. Для молодых это было не только интересно, но и выгодно: государство материально поощряло их.

И что особенно важно: в ходе реализации таких крупных проектов развития формировались большие интернациональные коллективы. Люди, работавшие в них, менее всего были озабочены национальностью своих товарищей. Таких явлений, как ксенофобия, нетерпимость, национализм, практически не существовало. Молодежь вступала в браки, создавались смешанные семьи, которые закреплялись на новых территориях. И вырастали новые поколения, которые несли в себе культуру интернационализма. В результате притока молодой, здоровой и энергичной части населения серьезным образом улучшалась демографическая ситуация, оздоравливалась сама атмосфера в обществе, снижался уровень таких негативных явлений, как, скажем, бытовое насилие, пьянство.

Этот опыт, по моему убеждению, применим и сейчас. При создании соответствующих условий, при стимулировании этих процессов молодое население южных регионов можно привлечь к новому освоению зауральских и забайкальских территорий. Туда, где у нас есть перспективные регионы, развитие которых сдерживается отсутствием рабочих рук. В результате это помогло бы снизить демографическую нагрузку на юге страны и одновременно позволило бы придать динамику процессам развития отдаленных областей. Это весьма актуально для России. Надо отметить, что осуществление такой государственной программы не требует от нас каких-то сверхусилий. Назовем это новым национальным проектом, или можно выделить отдельное направление в рамках уже существующих.

Автор – член Общественной палаты, председатель подкомиссии ОП по проблемам борьбы с ксенофобией, национализмом и экстремизмом.

"