Posted 31 мая 2004,, 20:00

Published 31 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Театр в старинном городе

Театр в старинном городе

31 мая 2004, 20:00
В старинном Мичуринске два здания поражают воображение: храм работы архитектора Тона – близнец московского Храма Христа Спасителя – и драматический театр.

У действа на сцене и церковной службы общая основа – древние обряды и ритуалы. Мичуринцы гордятся и своим театром, и своим храмом. Видать, не зря так распорядилась судьба (или время), что два самых ярких здания Мичуринска стали символом традиций, которые нам не грех было бы возродить в России.

Архитектор Тон по одинаковому проекту построил пять храмов в России. Из них четыре были взорваны при Советах – в том числе московский храм Христа Спасителя. А мичуринский, краснокирпичной кладки, с небольшими крестами, соразмерными общей пропорции, уцелел. Как водилось в те времена, местные промышленники и купцы вложили немалые деньги в его строительство. Немало они вкладывали в образование, в собирательство художественных ценностей. Понимали толк в архитектуре: до сих пор в Мичуринске (древнем Козлове), как и по всем городам Тамбовщины, красуются купеческие особняки в стилистике русского модерна – не чета им модерновые домашние замки нынешних новобогатеев. Здание Мичуринского драматического театра – шедевр русского архитектурного модерна.

Купцы-меценаты строили его как здание «для оперных и драматических представлений» – здесь потрясающая акустика! Хотя зал по конфигурации – не «рупор», а с обычными прямыми углами, потолком и стенами. Но в стены по старинной технологии строительства церквей вмурованы кувшины-голосники. И во время спектаклей администраторы театра грозят всеми карами сотрудникам, которые шумят за сценой – из-за кулис в самом дальнем ряду балкона слышны тишайший шепот и шелест бумаги. Гастролирующие певцы и музыканты любят выступать тут – не ради сборов, а из-за акустики. У театра необычный фасад: вход сделан не в выступе, как обычно, а в нише, утопленной в массиве здания. Декор фасада, кстати, спроектировал в 1913 году А.М. Герасимов, уроженец города, будущий знаменитый глава Академии искусств. Он же много лет отдал сотрудничеству с театром как сценограф.

Несколько лет назад директором театра стала Галина Попова. Главным режиссером она пригласила Валерия Персикова, а тот позвал для постоянного сотрудничества Александра Каневского. Оба они любят, ценят и умеют ставить спектакли, насыщенные музыкой, особым голосовым строем и пластикой. Ныне дважды в неделю актеры приходят на спецтренинги. Вырос уровень спектаклей по современным пьесам и классике – творческая палитра актеров стала много богаче, и, значит, режиссеры могут решать все более сложные художественные задачи. Словом, в городе любят театр не только за его внешнюю красоту...

Как известно, красота и любовь (особенно к театру) обходятся дорого. Надо приучать поддерживать красоту. Именно это делал прежний мэр города. Он не просто любил театр, а понимал, насколько он важен в общем спектре культуры.

И чиновников, и новых бизнесменов, и «несоветских» директоров и начальников он личным примером и приказами учил помогать культуре. Сколько он провел совещаний только по театру! Увы, не так давно он скоропостижно скончался. Но, быть может, его усилия по возрождению традиций взаимодействия властей, общества, промышленников-меценатов и людей искусства будут продолжены и не пропадут втуне.

Со своей стороны театр ищет новые формы общения с городом. Директор Попова приглашает молодых постановщиков – они ставят спектакли для юных зрителей, или, точнее, успешно разрабатывают давнюю идею «постановок для семейного просмотра». А еще Галина Попова подумывает о том, как вынести ряд действ на улицы города и увязать их с его историей.

"