Posted 31 мая 2004,, 20:00

Published 31 мая 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Хочу в артисты!

Хочу в артисты!

31 мая 2004, 20:00
Желание славы, признания и всенародной любви ежегодно влечет сотни юношей и девушек в театральные вузы. Между тем поступить в них не просто. Конкурс – десятки человек на место. Поэтому здесь, как, наверное, нигде более, абитуриенты полагаются на фортуну. А те, кто провалил экзамены, нередко обещают вернуться в будущем

Свою уверенность в непременном успехе абитуриенты подкрепляют опытом знаменитых. Поступить с первой попытки не удалось Сергею Маковецкому, Евдокии Германовой, Владимиру Симонову, Инне Чуриковой и многим другим ныне популярным актерам. Ну а чаще всего вспоминают про Иннокентия Смоктуновского, которому удача улыбнулась лишь на восьмой раз.

Предугадать ход событий достаточно сложно. Одному преподавателю поступающий нравится, другому нет. С середины мая по июль абитуриенты ходят по театральным вузам, как по местам паломничества, – Школа-студия МХАТ, Российская академия театрального искусства (ГИТИС), Театральный институт им. Щепкина, Театральный институт им. Щукина, ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии им. Герасимова). В последние годы эта цепочка пополнилась еще несколькими институтами, как правило предлагающими обучение актерскому мастерству на платной основе.

Вступительным экзаменам предшествует прослушивание, состоящее из нескольких туров, в ходе которых отсеиваются все, кто, по мнению комиссии, явно «безнадежен». По сути, первый тур от третьего ничем не отличается. Абитуриентов просят прочесть заранее выученные стихотворения, отрывки прозы и басни. При этом в выигрышном положении оказываются те, у кого богаче репертуар. Обычно из года в год читают одно и то же: стихотворения Пушкина, Лермонтова, Блока, девушки непременно – Ахматову и Цветаеву, про запас все выбирают крыловскую басню «Ворона и Лисица», выученную еще в начальной школе. Экзаменатор может оборвать выступление и на второй строчке, может попросить спеть, станцевать, закричать, позвать кого-нибудь, рассказать анекдот, изобразить спящего пингвина и так далее. Всякое смущение будет расцениваться как поражение.

В аудиторию поступающих пропускают десятками, читают все по очереди. А после, несколько минут посовещавшись, экзаменаторы называют имена тех, кто преодолел очередной этап творческих испытаний. Иногда с первого прослушивания могут пригласить на третье.

Туры – это особое шоу. За своей порцией славы приходит самая разнообразная публика. Вчерашние школьники, сбежавшие от мам и пап, фотомодели, мечтающие о карьере в шоу-бизнесе, юноши и девушки, когда-то участвовавшие в конкурсах «Утренней звезды», снимавшиеся в рекламе и «Ералаше», дети актеров и многие другие. Как правило, всем им не более двадцати пяти лет, старше этого возраста в театральные вузы принимают редко, хотя бывают исключения. Каждый старается удивить приемную комиссию. Помните, героиня Ирины Муравьевой в «Карнавале» входила в аудиторию, громко крича: «Садитесь, я вам рад!» – а после смущенно лепетала свои имя и фамилию: «Соломатина Нина Дмитриевна». Желая поразить комиссию, поступающие могут попытаться обнять или поцеловать экзаменаторов, наброситься на них с кулаками, а после виновато оправдываться, что этого от них требовала роль. Однако здесь привыкли к подобным фокусам.

Внешние данные при поступлении играют не последнюю роль. Правда, некоторые представительницы прекрасного пола воспринимают это слишком буквально и шокируют макияжем Клеопатры или откровенной юбкой-поясом. Самым безобидным приемом становится беспощадная искрометная стрельба глазками.

Многие абитуриенты готовятся к поступлению, занимаясь с профессиональными актерами. На прослушивании это всегда заметно, передача чужой интонации, имитация, пусть даже и неплохая, как правило, экзаменаторам не нравится. Преподаватели хотят видеть то, что сам по себе представляет поступающий – сырой, как говорят, порой лучше готового.

Когда же все творческие испытания пройдены, абитуриенты допускаются на коллоквиум, на котором проверяются общие знания по истории драматического театра. А после – традиционное сочинение по литературе.

Те же, кому улыбнулись звезды и перед кем распахнулись двери театрального вуза, должны помнить, что учиться там гораздо сложнее, чем поступать. Сачковать четыре года никому не дадут. Студенты признаются, что постоянно ощущают себя на грани отчисления. И это не шутки. Репетиции допоздна, отсутствие свободного времени, марионеточное послушание перед преподавателем– это лишь малая часть ожидаемых сложностей. Впрочем, успех любит трудолюбивых.

"