Posted 30 апреля 2004,, 20:00

Published 30 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Ольга Погодина

Ольга Погодина

30 апреля 2004, 20:00
Художник по костюмам Ольга Погодина может выдать психологический портрет человека, единожды взглянув на его костюм. Работая с актерами в театре и кино, она стремится подчеркнуть их индивидуальность и помогает создать образ. За советом к ней обращаются не только представители творческих профессий, но и бизнесмены. Крупн

История одного костюма

Однажды к Ольге Погодиной обратилась Елена Камбурова с просьбой сделать для нее сценический костюм. В качестве материала она принесла останки платья со старинными кружевами из почерневших серебряных нитей. Решения, каким костюм должен быть, сразу не сложилось. Портняжные ножницы старинной вещицы чудом коснуться не успели. «В это время я читала воспоминания Алисы Георгиевны Коонен, дошла только до середины книги. Там описывался приезд Камерного театра Таирова в Париж в 1923 году, – рассказывает Ольга. – Гастроли прошли с колоссальным успехом. В знак благодарности русским артистам был назначен банкет, на котором должна была присутствовать вся парижская интеллигенция, известные актеры, художники и писатели. У Алисы Георгиевны не было подходящего наряда. Она позвонила Кропоткиной, дочери известного революционера, и попросила посодействовать. На следующий день они вместе отправились в известный тогда Дом моды Молине. Коонен выбрала себе платье из серебряных кружев. Когда же на следующий день актриса пришла его забирать и поинтересовалась, сколько должна уплатить, ей ответили: «Только стоимость ткани, мадам». А после Алису Георгиевну попросили сфотографироваться в вечернем туалете для известных парижских журналов».

Прочтя в книге описания платья, Ольга поняла, что именно оно лежит у нее в мастерской. Выяснилось, что Алиса Коонен когда-то подарила его Фаине Раневской, а та в свою очередь передарила платье Елене Камбуровой. Сейчас этот наряд Ольга Погодина показывает в качестве иллюстрации своего авторского курса «Костюм и этикет». Ведь для нее каждый костюм – это маленькая история



Вначале был театр

Творческий путь, по признанию Ольги, для нее начался с перерисовывания картинок из «Родной речи». Затем примерная ученица оформляла школьные стенгазеты. Учителя прочили ей будущее в журналистике. Но вышло все по-другому. Она поступила в Московское театральное художественно-техническое училище на бутафорское отделение. В 17 лет Ольга уже заведовала всей бутафорской частью в Театре мимики и жеста.

«Я работала вместе с удивительными людьми. Известный писатель Евгений Харитонов поставил там спектакль с глухонемыми актерами – «Очарованный остров». Уровень спектакля был очень высоким – на него за валюту водили иностранцев, – рассказывает Ольга. – В этом театре я познакомилась и с актером Театра на Таганке Олегом Киселевым. Этот человек в моей жизни сыграл огромную роль».

Картина Олега Киселева «Мария» стала первой работой Ольги в кино в качестве художника по костюмам. Сейчас жанр этого фильма определили бы как кино не для всех. В 1976 году на большой экран в СССР его пропустить не могли. В фильме не было текста – только черно-белый видеоряд. «Это фильм – ощущение. История семьи. По сюжету отец умирает, но вскоре возвращается домой. Море выносит его тело на берег. Быта не было совсем. Фильм существовал вне времени. Снимали мы в Судаке, на даче художника Бруни. Швейная машинка стояла прямо на улице, во дворе дома, где жила съемочная группа… все было в духе Параджанова», – вспоминает художница.



На съемочной площадке

В прошлом году Ольга Погодина работала на картине Павла Чухрая «Водитель для Веры». Скоро фильм выйдет в кинопрокат. Снимали в Севастополе. Ольгу пригласили, когда работа уже началась. Так получилось, что художник по костюмам, которая работала на фильме с первых дней съемок, картину покинула. Ольга осталась одна, а впереди были массовые сцены. Несколько сот человек нужно было одеть в модели 1962 года. Достать в запасниках такое количество одежды этого периода оказалось невозможно. Много приходилось шить. Работа шла сутками. В номере гостиницы у Ольги стояли привезенная из дома швейная машинка, саквояж с красками для росписи тканей и отрезы различных материалов. Из номера Погодиной в номер Чухрая регулярно через всю гостиницу шествовали мужчины в военных мундирах и дамы в красивых платьях с пышными юбками. На смотрины к режиссеру приходили в нарядах, скрепленных булавками.

Подготовить костюмы заранее не всегда удавалось и для исполнителей серьезных ролей. Так, например, костюм для Галины Петровой (актрисы театра «Современник») Ольга сшила за ночь до съемок. «Из группы никто даже не переживал, все знали, что я справлюсь, обязательно что-нибудь придумаю, – смеется Ольга. – Всегда очень важно общение актера с художником. С Галиной мы очень быстро поняли друг друга. Я платье прямо при ней в номере раскроила. А она своим соучастием очень помогла».



Урок малому и крупному бизнесу

Несколько лет назад друзья уговорили художницу преподавать «Основы костюма и этикета» студентам одного из столичных вузов. Сначала Ольга отказывалась, но, когда узнала, что институт находится через дорогу от дома, решила все-таки попробовать. В своих лекциях она объединила историю костюма, правила этикета, идеал женщины и мужчины в истории, стили в костюме, цветовое решение, выбор аксессуаров. Прочесть свой курс Погодину стали приглашать в различные финансовые вузы. Так на курсах при Академии внешней торговли Ольга преподавала «правила делового костюма» для настоящих бизнесменов. Солидные мужчины и женщины начали обращаться к ней с просьбами поработать над их имиджем. Специальные консультации Ольга проводила в ЦУМе. Работала с персоналом знаменитой кондитерской фабрики «Ударница». «Было приятно, когда через полгода после занятий мне позвонил директор фабрики и поблагодарил, сообщив, что у них пошла «отдача финансового характера», – говорит Ольга.



Универсальных советов нет

Когда Ольгу просят дать несколько советов по выбору делового костюма или вечернего туалета, она искренне смеется: «Понимаете, нет строгих правил, разве что полным мини не порекомендую носить. Каждый человек индивидуален и обладает уникальным характером. Многое зависит от темперамента. К примеру, если двум женщинам одинакового телосложения, одна из которых очень подвижна, а другая – меланхолична, дать в руки по длинной трости, у первой эта деталь будет смотреться органично, а у второй – как оглобля у лошади».

По личным наблюдениям Ольги, дамы-холерики, особенно в возрасте, часто злоупотребляют количеством аксессуаров. Девушки романтического склада нередко сочетают их неумело. Что касается цветовой гаммы, то здесь все проще: меланхоликам вряд ли подойдут красные одеяния с крупным рисунком, а холерикам – наоборот. Если верить теории цвета Кандинского, то универсален черный цвет. За ним всегда можно спрятаться, с его помощью можно удачно подчеркнуть и скрыть недостатки фигуры. Он также служит отличным фоном для аксессуаров.

«При выборе костюмов мы должны слушаться себя, – повторяет Ольга Погодина. – Стиль – это то, что нравится нам самим, гармония вещи и ее владельца».

"