Posted 30 апреля 2004,, 20:00

Published 30 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

За зеркалом сцены

30 апреля 2004, 20:00
Завпост Ленкома Дмитрий Кудряшев считает, что у него очень интересная работа. И хотя технический персонал театра – это люди, которые появляются на сцене в черной одежде и их не видят зрители, тем не менее успех спектакля, актеров, сценографии – это и их успех. О специфике своей профессии Дмитрий Кудряшев рассказывает ч

Художественно-постановочная часть в моем понимании – это сообщество людей и подразделений, которое способно разработать, изготовить и эксплуатировать декорационное оформление спектаклей в режиме работы репертуарного театра. В постановочной команде Ленкома много заслуженных работников культуры с многолетним стажем, есть и совсем молодые ребята. Текучесть кадров нам не свойственна. В нашем театре нет разделений на кланы и сословия – на артистов, монтировщиков, костюмеров, реквизиторов. Есть профессиональная слаженная команда людей, делающая качественный спектакль на высоком художественном и технологическом уровне.

Но начну сначала. Когда мы получаем макет оформления нового спектакля, то после представления его труппе за дело берутся художники, технологи, ассистенты, и спектакль рождается на бумаге: в чертежах, набросках, эскизах. Затем к процессу подключаются наши мастерские, и очертания оформления спектакля начинают принимать реальный характер. Но здесь существует невидимая сторона айсберга.

Например, декорация спектакля «Шут Балакирев» представляет собой простой дощатый настил, на котором рядами расставлены стулья. В этом пространстве и начинают спектакль артисты. Доски со стульями в какой-то момент действия начинают подниматься и со временем приходят к внушительному углу наклона. Мало кто из зрителей задумывается, каким образом происходит трансформация этих плоскостей в пространстве.

Открою секрет. В трюме сцены спрятана гидравлическая система, с помощью которой осуществляются все перемены. К созданию этой конструкции мы привлекали серьезных специалистов: проектировщиков, конструкторов, гидравликов. А изготовлением этой системы занимались четыре российских завода. Теперь с уверенностью можно сказать, что подобной системы, состоящей из эксклюзивной кинематики с двадцатью мощными гидроцилиндрами, нет ни в каком другом театре.

Или взять спектакль «Город миллионеров». Его декорация – потрясающий дубовый павильон с окнами и балконом, который открывает зрителю перспективную панораму домов и крыш старого Неаполя. Зрелище завораживающее. Когда эти декорации первый раз поставили на сцене, кто-то в шутку назвал этот интерьер аргентинским посольством в Москве. В связи с этой работой мы тоже общались с очень серьезными мастерами, которые занимаются изготовлением мебели из ценных пород дерева. Интересные люди, они работают в Подмосковье и делают очень любопытные вещи.

А вот в спектакле «Плач палача» есть спецэффекты с «горящим человеком», зажженными свечами в воздушных шарах и автоматными очередями, направленными в зрительный зал. Мы поработали с массой интересных людей – профессионалов в своем деле: каскадерами, пиротехниками, иллюзионистами, фокусниками и т.д. Серьезно углубились в новые технологии изготовления декораций из стеклопластика и углепласта и встретили огромный интерес у специалистов в этих областях к внедрению их технологий в театральное производство.

В общем, при создании спектакля нам помогают представители самых разных областей. И каждый наш спектакль получается не похожим на предыдущий. Главным образом, конечно, благодаря художнику Олегу Шейнцису, обладающему искрометным талантом и неудержимой фантазией.

Когда мы едем на гастроли, то на чужой сцене устанавливаем такую же в точности декорацию, как в Москве. Марк Захаров считает, что в любом городе мира спектакль должен быть такой же степени технической сложности, что и на родной сцене. Это проявление уважения к зрителям, которые платят деньги за билеты.

Я благодарен судьбе за возможность вести отсчет времени не годами, а спектаклями, которые остаются в памяти надолго.

"