Posted 30 апреля 2004,, 20:00

Published 30 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Пепел Манежа

Пепел Манежа

30 апреля 2004, 20:00
Сороковую юбилейную выставку «Итоги сезона» ее организаторы негласно между собой называли: «Сороковая, роковая»... И накликали. 14 марта выставка завершала свою работу, ее демонтаж должен был начаться на следующий день. Но случился пожар.

До пожара успели забрать работы только семь участников из девяноста одного. Мария Митрофанова: «Я из тех счастливцев, кто забрал свои вещи за день до пожара, в воскресенье. Видимо, сработала интуиция. Это само по себе было приключение. У меня висели только два эскиза к «Снам изгнания» в ТЮЗе, эскиз к «Белым ночам» в «Мастерской П. Фоменко». Остальные работы свалили где-то в закутке и забили картоном. Помню, чтобы забрать остальные работы, нам (а там были еще и другие ребята – например, Юра Хариков) буквально пришлось отодрать эти картонки. Мой случай, конечно, исключение». Несколько человек забрали часть своих экспозиций. Так, Татьяна Спасоломская унесла макет декораций спектакля «Баядера» (Музыкальный театр, Караганда), а ее эскизы костюмов сгорели. Успела спасти костюмы из идущего во МХАТе спектакля «Пьемонтский зверь» Анна Ходорович, потеряв макет и эскизы. А Елена Мирошниченко успела забрать макет к «Амели», который был собственностью театра Et cetera.

Куратор выставки, заведующая кабинетом сценографии Союза театральных деятелей Инна Мирзоян вспоминает: «Уходила из «Манежа» одной из последних. Только потом стало понятно, что пожар в то время уже начинался. Над крышей был виден дым, хотя мы не поняли откуда. Потому что внутри «Манежа» было полное спокойствие, рабочие красили крышу». Увидев у здания три пожарные машины, она подумала, что это какое-то локальное задымление, которое быстро будет потушено. «Впрочем, даже если бы я вернулась, спасти экспонаты я бы не смогла. Это третий этаж, это большие тяжелые стекла, а у нас не было даже грузчиков».

Юбилейная выставка знакомила публику с макетами, эскизами, инсталляциями, костюмами, куклами и фотографиями к премьерным спектаклям столицы, а также постановкам во многих российских городах. По сложившейся за сорок лет традиции московские художники приносят на выставку «Итоги сезона» то, что им кажется наиболее интересным и удачным из своих театральных работ. Среди участников юбилейной выставки несколько человек, которые начинали еще с первых «Итогов». Один из них Александр Авербах: «Меня, сказать честно, подвела лень. В принципе две мои работы, макет декорации и эскиз, – обе к последним двум премьерам театра Рубена Симонова – я бы мог забрать за день до пожара. Но подумал, что завтра успею. Не успел».

Пожар уничтожил труд целого сезона и унес с собой костюмы и декорации из играющихся спектаклей, и эти спектакли по крайней мере на время прекратили свое существование. Рядом с мэтрами нынешней сценографии, такими, как Давид Боровский (макет «Демона» в Мариинском театре), Борис Мессерер (эскизы декораций к «Светлому ручью» в Большом театре), Олег Шейнцис (макет «Плача палача» в Ленкоме), Борис Бланк (эскизы декораций «Короля Лира» в Театре им. Моссовета), в выставке принимали участие дебютанты: Ольга Васильева, Андрей Климов, Анастасия Нефедова, Людмила Садовская, Роман Снегур.

Пока пострадавшим художникам не только не выделили никакой компенсации за понесенный ущерб, но их «держат под подозрением», вызывая на допросы в прокуратуру. Большинство опрошенных уже ни на какие деньги не рассчитывают. А обещанные выплаты многие собираются отдать в фонд Манежа. Светлана Калинина: «Если говорить о самой первой реакции на пожар – возникло такое чувство, будто в одночасье потерял что-то родное и важное. Речь не о работах (у меня сгорели эскизы костюмов к «Последней жертве» во МХАТе). Но когда умирает близкий родственник, о своих растратах даже не думаешь».

Но характерно, что на вопрос, будут ли они участвовать в «Итогах сезона» будущего года, все опрошенные ответили утвердительно.

"