Posted 30 апреля 2004,, 20:00

Published 30 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Квантовая этика Темура Чхеидзе

Квантовая этика Темура Чхеидзе

30 апреля 2004, 20:00
Одной из громких премьер апреля в Петербурге стал спектакль «Копенгаген», поставленный в Большом драматическом театре Темуром Чхеидзе по произведению известного английского писателя и драматурга Майкла Фрейна. В ролях – Олег Басилашвили, Валерий Дегтярь, Мария Лаврова. Пьеса была написана в 1998 году, в 1999-м в Париже

Премьера Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова знаменательна во многом. «Копенгаген» Майкла Фрейна – пьеса для той публики, которая любит и ценит в театре размышление. И, надо сказать, такой зритель в Питере есть, и он соскучился по жанру философской драмы. Поэтому зал так увлеченно следил за интеллектуальными лабиринтами «Копенгагена» – поединком двух крупнейших физиков XX столетия: великого датчанина Нильса Бора (О. Басилашвили) и немца Вернера Гейзенберга (В. Дегтярь). Своеобразным секундантом на этой дуэли оказалась супруга Бора – Маргарет (М. Лаврова). Пьеса Фрейна довольно остро и напряженно модулирует встречу Бора и Гейзенберга осенью 1941 года в датской столице. Постановщик «Копенгагена» – народный артист России и Грузии Темур Чхеидзе – известен своим пристрастием к пьесам-легендам, пьесам-фантомам. На сцене БДТ идут его «Макбет» и «Коварство и любовь», «Борис Годунов» и прошлогодняя премьера «Маскарад» – названия, делающие честь любому театру. В этом ряду и «Копенгаген». О своей новой постановке Тимур Чхеидзе рассказал «Театральным Новым Известиям».

– Как «Копенгаген» оказался в Петербурге?

– Года два назад в Лондоне переводчица Зоя Андерсон передала нам с Месхишвили экземпляр пьесы для постановки в одном из театров.

– Встреча двух гениев была реальной, но кто знает, о чем они говорили? Фрейн предположил, что о создании атомной бомбы, что в то время – в разгар Второй мировой войны – было острейшей коллизией человечества...

– Меня меньше всего интересует атомная бомба. Для меня главное в любой пьесе – это Человек. Принцип неопределенности и принцип дополнительности – эти великие, казалось бы, научные физические постулаты касаются, на мой взгляд, прежде всего Человека и его места во Вселенной. Автор блестяще иллюстрирует эти сложные молекулярные модели на простых земных примерах – вы на лыжах съезжаете с вершины, и перед вами пропасть или трещина. И у вас практически нет времени на размышления – вы должны в ту же секунду сделать выбор, иначе мгновенная гибель! Но важна и скорость, с которой вы спускаетесь, – это дополняет ваше решение, верное или неверное...

– Пьеса насыщена сугубо физическими терминами, формулировками. Сколько же вы переработали специальной литературы?

– Такова режиссерская профессия...

– Я знаю, что Валерий Дегтярь очень глубоко вникал в суть ядерной физики, это очень чувствуется на сцене? Вы на этом настаивали?

– Я не могу требовать от артистов сдачи кандидатского минимума по квантовой механике, для меня важнее квантовая этика. Медленные нейтроны и ядерные реакции я рассматриваю как повод для великих открытий не столько в физике, сколько в науке о человеке – о его слабости и силе, о сочетании тонкого ума и практичной глупости, о совести и разуме, о том, что величайшая гармония человека заключается в сочетании, а не в преобладании.Конечно, далеко не всем этот спектакль интересен, и я это понимаю, но даже если он станет интересен только для 20 человек, то и тогда я буду рад. Человек – самое неоднозначное существо, и то, что однажды непонятно, вдруг позже озаряет его – так или почти так и Бор и Гейзенберг и другие не менее весомые фигуры интуитивно двигались в сторону глобальных открытий.

– И все же момент истины в пьесе скорее нравственный – должен ли физик участвовать в создании столь разрушительного оружия?

– Герой Олега Басилашвили – Нильс Бор – всю жизнь отдавший физике и сделавший важнейшие открытия в области деления ядра, был несомненным пацифистом. Для него создание атомной бомбы и последующее ее использование в качестве орудия невиданного насилия было сильнейшим нравственным испытанием.

– Я думаю, что зрители оценят именно Олега Валерьяновича Басилашвили в роли Нильса Бора. Мы знаем о его гражданской позиции, и в его лице питерская интеллигенция не случайно носит славу высокодуховной. Его Нильсу Бору веришь безоговорочно...

– Об этом я думал прежде всего, приступая к работе над спектаклем...

– Как вы сами оцениваете сценографию художника Алекси Месхишвили, вашего давнего коллеги, с которым сделано много спектаклей, в том числе на сцене БДТ?

– Хотелось метафоры, и он, по-моему, нашел ее.

"