Posted 28 февраля 2007,, 21:00

Published 28 февраля 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

Когда сбываются мечты

Когда сбываются мечты

28 февраля 2007, 21:00
Российская выставочная отрасль весьма неоднородна. Основной бизнес концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге, и пока региональные выставочные компании не могут с ними соперничать. Но все течет и меняется. В последнее время сразу в нескольких регионах отмечена повышенная активность в части развития выставочного бизнес

– В каком направлении развивается наша выставочная индустрия?

– Ситуация в выставочной деятельности у нас сложилась принципиально другая, чем, например, в Европе. Сравним, скажем, Италию или Германию. Там крупные отраслевые выставки сосредоточены не в столицах. То же самое и в США. Кстати, такое же положение существовало и в дореволюционной России: меха ездили покупать в Сибирь, а подсолнечное масло – на юг, где выращивали культуру, собирали урожай и производили этот продукт. А сегодня у нас происходит, я бы сказал, беспрецедентная концентрация самых разнообразных выставок в Москве. Затем идет Санкт-Петербург, но там выставочная деятельность менее интенсивна. А то, что сейчас есть в регионах, в принципе, с точки зрения экспонента, можно игнорировать, к сожалению. Доля регионов в общем объеме выставочного рынка очень мала и, соответственно, низка их инвестиционная привлекательность. Да, каждый регион предлагает что-то свое в зависимости от инфраструктуры промышленности и т.п. Но в целом региональные выставки повторяют по тематике то, что уже традиционно сложилось в Москве. С другой стороны, это очень маленькие обороты, потому что, к примеру, в Екатеринбурге существуют 17 выставочных операторов. В Ростове-на-Дону и ряде других городов такая же картина. Выставки дробятся, и бывают случаи, что практически одноименные выставки проходят в одни и те же сроки, что приводит к потере участников и посетителей, недобросовестной конкуренции, взаимным обидам и, как следствие, к утрате доверия к таким мероприятиям.

– Вы думаете, что регионы просто обречены на укрупнения и слияния? Вот, например, совсем недавно объявили о слиянии «Красноярская ярмарка» и «Красэкспоцентр»...

– Каждый экспонент вправе самостоятельно выбирать, в какой выставке и на какой выставочной площадке ему принимать участие. Здоровая конкуренция среди операторов-выставочников обязательно должна быть. Рынок все расставит по своим местам. Какие-то компании перестанут существовать, когда начнут набирать силу пока еще строящиеся выставочные комплексы, которые предложат современную инфраструктуру и высококачественный сервис. Еще часть действительно объединит усилия с целью выживания и/или усиления позиций на выставочном рынке. А насчет поголовного слияния, то есть если в регионе работают 20 организаторов, а лучше, чтобы осталось 5, но крупных, то я такого не предлагаю. В регионах накоплен определенный опыт, и реалии Иркутска отличаются от Москвы, а потребности Казани – от потребностей Архангельска. В каждом регионе своя специфика. Наоборот, я бы сказал, что выставочная жизнь многих регионов только начинается и у нее есть будущее. Я много езжу по стране и знаю это не понаслышке. На это движение вперед указывает тот факт, что региональные власти повернулись лицом к выставочному бизнесу. Они стали понимать, что эта деятельность – достаточно серьезный фактор, влияющий на развитие промышленности, торговли всего региона в целом. Областные и городские руководители стали принимать самое активное участие в судьбе выставочных центров, в том числе и по части финансирования. С прошлого года во многих крупных городах пошло активное обновление существующей материально-технической базы, началось строительство новых выставочных центров. Мы знаем о грандиозных планах «Алтайской ярмарки», поражает масштабом замысла новый выставочный комплекс в Екатеринбурге, расширяет инфраструктуру Ростов-на-Дону. Уже построены новые площадки в Белгороде, Самаре, модернизируется «Нижегородская ярмарка»…

– Да, в регионах появляются новые выставочные объекты, обновляется материально-техническая база. Но могут ли регионы конкурировать с Москвой, которая, кстати, собирается вывести свою выставочную отрасль на принципиально новый уровень, или, скажем, с Питером?

– Вопрос о конкуренции с Москвой не совсем, на мой взгляд, корректен. Жизнь любого российского города коренным образом отличается от Москвы. Соответственно, и цели участия экспонентов в московских и региональных выставках разные, и мотивы посещения тоже. И речь тут идет не только о конкуренции, а в принципе о выживании той или иной компании на выставочном поле. Сейчас мало делать просто выставку, даже очень хорошую, необходимо создавать сложные выставочные продукты и уходить от обычных, примитивных выставочных форм. Поэтому что касается прогресса собственно выставок – и столичных и региональных, то здесь рецепт успеха универсален. Чтобы конкурировать с кем бы то ни было, необходимо развивать так называемые выставочные форматы. То есть искать и находить новые, более эффективные формы сотрудничества и общения на самих мероприятиях. В регионах, к сожалению, не уделяют должного внимания разнообразию и широте охвата аудитории участников. Нужно реализовывать в рамках выставочных смотров параллельные программы, проводить деловые мероприятия, организовывать шоу, делать выставки интерактивными и востребованными не только в свои три-четыре дня работы, но и в течение всего периода подготовки. Большую пользу приносят «круглые столы», объединяющие производителей и заказчиков. Хороший общественный резонанс имеют процедуры награждения участников в различных категориях и т.п. Безусловно, необходимо более активно сотрудничать со СМИ, анонсируя свои мероприятия.

– У вас есть понимание того, по какому все же пути пойдет выставочный бизнес в регионах?

– Как я уже сказал, у регионального выставочного бизнеса хорошее будущее. Как будет развиваться? Количество проводимых в регионах выставок со временем будет сокращаться, а их качество – расти. Уйдут в прошлое выставки-«франкенштейны», совмещающие на одной площадке несовместимое. Будут развиваться наиболее перспективные выставочные формы – сетевые и узкоспециализированные, нишевые. Один из вариантов: существует какой-то бренд, торговая марка, всероссийская или мировая, и она множится… Или возможно создание временных альянсов под один проект. Допустим, сибирские организаторы договариваются провести строительную выставку в своем регионе или федеральном округе. Второй вариант: нишевые выставки. Это когда есть определенная специфика, интересная узкому кругу специалистов или потребителей. В то же время в регионах будет расти, если можно так выразиться, «входной билет» в выставочный бизнес. Объясняю: если вчера можно было делать выставку, не имея больших средств и выставка эта была простым, «плоским» продуктом, то теперь требования и запросы экспонентов, принявших участие в московской выставке, стали намного выше и по уровню смотров, и по насыщенности программы. Чтобы делать такие выставки и конкурировать с Москвой и другими крупными центрами, надо будет вкладывать немалые средства, профессионализм и силы.

"