Posted 29 февраля 2004,, 21:00

Published 29 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Пять лет за бабочек

Пять лет за бабочек

29 февраля 2004, 21:00
В ближайшие дни в одном из районных судов Нижегородской области будет оглашен приговор по беспрецедентному уголовному делу – высокопоставленный федеральный чиновник обвиняется в гибели популяции редких бабочек. За смерть насекомых ему грозит срок до пяти лет лишения свободы.

Фамилия обвиняемого не разглашается по его личной просьбе. До вынесения приговора он не хочет, чтобы люди знали о случившемся, иначе засмеют. Понять его можно – действительно, никто не поймет, если засудят человека за смерть каких-то насекомых. Пусть и редких. В стране люди гибнут в руинах новостроек, в метро – и ничего. А тут какие-то бабочки.

История эта началась прошлой весной в Дальнеконстантиновском районе Нижегородской области. Лес около поселка Дубки уже лет десять как отнесен к памятникам природы. Давным-давно эти места выбрала для своего обитания бабочка мнемозина (или аполлон черный). Этот вид чешуекрылых считается исчезающим и занесен в Красную книгу. Зоологи утверждают, что среди насекомых встречаются и более незаурядные особи, чем аполлон черный. Но именно этот вид особенно требователен к условиям обитания: у бабочки появляется только одно поколение в год, а гусеницы мнемозины питаются только листьями редкого первоцвета хохлатки (растения, которое также внесено в Красную книгу). Кроме того, для нормальной жизнедеятельности ей нужны просторные лесные опушки и поляны.

«На сокращение численности бабочки мнемозина, которые стали стремительно вымирать, повлияла полная вырубка старых тенистых лесов, сбор хохлатки, сенокошение. Да еще и то, что люди любят собирать именно этих насекомых для своих коллекций!» – прокомментировал «Новым Известиям» ситуацию сотрудник Дальнеконстантиновского лесхоза, на территории которого и находится памятник природы.

Лес около Дубков очень густой и непроходимый, поэтому летали привередливые бабочки на импровизированной поляне – просеке под высоковольтной линией передачи. Летали до тех пор, пока хозяева ЛЭП – подразделение «Нижновэнерго» – «Кстовские электросети» не вздумали вырубить подросшие деревья вблизи от высоковольтных линий.

Согласно правилам расчищать просеку в районе памятников природы следует вручную, убирая только высокие деревья, мешающие ЛЭП, и не разрушая экосистему. «Кстовские электросети» воспользовались для расчистки техникой – в одной из воинских частей в аренду был взят бульдозер «Катерпиллер». Мощная машина сначала снесла деревья и кустарники, а потом уничтожила лесную подстилку и плодородный слой почв на площади более шести тыс. квадратных метров, а также редкие растения – в том числе ту самую хохлатку. Бабочек обрекли на голодную смерть.

Буквально на следующий день после расчистки просеки в местное отделение милиции с заявлением обратилось руководство Дальнеконстантиновского лесхоза. Однако районное УВД в возбуждении уголовного дела с ходу отказало. Но защитники природы не успокоились, и вскоре весть о случившемся дошла до природоохранной прокуратуры. Сотрудниками этого ведомства после проверки и был установлено, что в результате действий «Кстовских электросетей» была нарушена экосистема природного памятника, которое и повлияло на численность мнемозины.

Энергетики отбивались, как могли, но когда редкие бабочки, стали гибнуть десятками и сотнями, замолчали. Природоохранная прокуратура признала насекомых и лес «потерпевшими» и вынесла решение, что действия энергетиков подпадают сразу под четыре статьи УК РФ: повреждение лесов, незаконные вырубки, нарушение режима памятника природы и нарушение правил охраны окружающей среды при эксплуатации природных объектов. Уголовное дело было возбуждено против одного из руководителей «Кстовские электросети». Если его вина будет доказана, то он вполне может оказаться за решеткой. Причем, считают в прокуратуре, «убийца насекомых» может получить срок до пяти лет лишения свободы. В денежном эквиваленте ущерб, нанесенный природе, оценивается в 7 млн. рублей. Эти деньги должен получить Дальнеконстантиновский лесхоз. Правда, приобрести новых насекомых на эти деньги защитники природы не смогут – бабочек мнемозина осталось катастрофически мало.

"