Posted 29 февраля 2004,, 21:00

Published 29 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Молитва клоунесс

Молитва клоунесс

29 февраля 2004, 21:00
Камерный театр в Челябинске в ряду тех, что возникли в перестройку, ищут новый язык и новые формы сценического выражения. Отсюда и спектакли с явной лабораторной направленностью. Камерный театр проводит свой фестиваль «Камерата», устраивает драматургические марафоны, целью которых служит поиск пьес новых или уже извес

На одном из таких марафонов драматург Николай Коляда читал «Тутанхамон» и даже взялся за постановку этой пьесы. Но отсутствие времени, занятость не позволили ему довести дело до конца, и спектакль выпускала бессменный художественный руководитель, основатель Камерного Виктория Мещанинова.

Мещанинова не любитель ставить физиологические очерки. В последние годы ее больше волновало изучение возможностей невербального театра. Нельзя сказать, что на этом пути она обрела много удач, но опыт, полученный в таком способе сценического существования, пригодился в пьесе Коляды.

Историю, если не отверженных обществом людей, то забытых и брошенных, режиссер повернула в язвительный гротеск, который в финале оборачивается лирикой, молитвой трех поначалу странных женщин. В этом спектакле есть блистательное женское актерское трио: – актриса Наталья Жернакова (Тамара), Зульфия Акчурина (Ася) и Надежда Нагдасева (Ольга). Ася одета в белоснежную балетную пачку, вместо пуантов огромные белые платформы. Она – невеста, у которой за плечами богатое прошлое. Предрассудок любимой мысли – выйти замуж даже вопреки обстоятельствам – у Аси безыскусен. Ее наивность не есть свойство милоты, скорее следствие глобальной глупости вкупе с эгоизмом. Такая «достанет» любого странным смешением инфантильности и упрямства, игры в жертву и мелкой цепкостью. Ее соперница Ольга выглядит существом среднего рода. Она одета, как клоунесса. С взъерошенными волосами, как у Лени Лейкина из «Лицедеев», в широких штанах по колено, она являет собой женский типаж все знающей, легко принимающей решения за себя и за того парня, но обязательно с выгодой для себя. Она уверена, жизнь в ее руках, и из этих ручек не выскочишь.

Тамара – рыжий клоун, известный своим злым языком. Боевая подруга, оторва, она входит в дом к Асе как генерал, которому предстоит битва с врагом. Только потом понимаешь, что есть свое объяснение ее последовательному ожесточению. Тамара, потеряв мужа и сына, доживает жизнь. Ее существование – за порогом отчаяния, за пределами того, что может вынести человек. Она мстит миру своим неистовством.

Мещанинова открывает пьесу не бытовым ключом. Ей важно выйти в пространство, где исступление, гнев, мрачный карнавал сливаются в крик Богу, чтобы он увидел и заметил их отчаяние, чтобы пожалел, дал одной ребенка, второй жениха, третьей любви, чтобы дал последнюю надежду последним желаниям.

"