Posted 29 февраля 2004,, 21:00

Published 29 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

Новости Петербурга

29 февраля 2004, 21:00
Новости Петербурга

Большой драматический театр отметил 85-й день рождения. Праздник выпал на Сретение, о чем напомнил в поздравлении коллегам Валерий Ивченко, заметивший, что в судьбе БДТ постоянно зима с летом встречается. Народный артист России и Украины по себе знает, сколь благотворно для сырого, холодного Питера тепло. Из Тбилиси его в свое время привез сам Георгий Александрович Товстоногов, из других южных краев – артисты, мастером приглашенные. На экране, подтверждая сказанное, мелькали лица Евгения Лебедева, Олега Борисова; на сцене в знойном дуэте из «Ханумы» блистали нестареющие Людмила Макарова и Николай Трофимов. Но на самом деле Сретение для БДТ было во встрече классического товстоноговского театра с тем, что неизбежно идет ему на смену.

Сегодняшней публике трудно объяснить, чем для зрителей 1960–70-х был театр на Фонтанке. Однако две цитаты – сцена из спектакля «Сколько лет, сколько зим», сыгранная Зинаидой Шарко и Кириллом Лавровым, и фрагмент из «Горя от ума» (с Чацким – Владимиром Рецептером, Молчалиным – Кириллом Лавровым и Софьей – Татьяной Дорониной) напомнили, сколь прост и велик был БДТ не один десяток лет. Он до сих пор не отпускает от себя ни публику, ни артистов. Недаром Татьяна Доронина, пропев-прочитав поздравление от МХАТа им. М. Горького, осталась на сцене, заняв место в первом ряду, словно и не минуло тридцати лет с той поры, когда примадонна товстоноговской труппы уехала в столицу.

«Pro Турандот» – не по Гоцци – поставил известный неформал Андрей Могучий в маленьком «Приюте комедиантов». Премьеру «Антония и Клеопатры» – не по Шекспиру – показал «Комик-трест», работающий в жанре клоун-мим-театра. Эти ниспровергатели классики учились у Славы Полунина и прошли академию уличных фестивалей Европы. Комедия масок и цирк, пантомима и фарс смешиваются ими совершенно непринужденно.

Весной повеяло также из старинного здания Театра им. В. Ф. Комиссаржевской, где давно не случалось событий, достойных всеобщего внимания. Любопытно, что в последний раз было это лет пять назад, когда шекспировскую «Бурю» в питерском театре поставил болгарин Александр Морфов. Вторая встреча артистов с режиссером оказалась еще более успешной: «Дон Жуан» (в основе которого пьеса Мольера и мотивы других авторов) заставил по-новому взглянуть на сюжет и на образ знаменитого безбожника. Свободной от штампов, живой выглядит и труппа, которая импровизирует на темы, актуальные сегодня, как никогда.

В марте ниспровержение стереотипов продолжит Анатолий Праудин, который выпускает на Малой сцене «Балтийского дома» отнюдь не традиционную версию «Золушки». Будет чем утешиться и архаистам: премьера добропорядочной пьесы «Александрия» (драматургический дебют Андрея Толубеева) обещана сразу двумя театрами – Александринкой и Театром Балтийского флота.

"