Posted 31 января 2012,, 20:00

Published 31 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:48

Updated 8 марта, 05:48

Вне конкуренции?

Вне конкуренции?

31 января 2012, 20:00
Вчера Главное следственное управление Следственного комитета России (СКР) по городу Москве объявило о возбуждении уголовного дела в отношении руководителей обанкротившейся туристической компании «Ланта-тур вояж». Следователи подозревают руководителей фирмы в мошенничестве в особо крупном размере. Эксперты туриндустрии

Эксперты Российского союза туриндустрии (РСТ) считают, что причины краха туроператора «Ланта-тур вояж» в демпинге на туристическом рынке. На такую политику компании решаются с целью вытеснить с рынка своих конкурентов. «Сейчас в турбизнесе идут жесткие ценовые войны, так как для большинства россиян решающим фактором при выборе тура остается его стоимость», – пояснила «НИ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. В РСТ считают, что ряд игроков демонстрируют завышенные амбиции, разрушая рынок в целом, из-за чего другие туроператоры работают себе в убыток. По их оценкам, в нашей стране порядка 40–45% туров продаются ниже себестоимости. С прибылью реализуется не более 15% путевок. По словам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, владельцы разорившегося туроператора сами в демпинге замечены не были, но они были «вынуждены идти на поводу у рынка, снижать цены, чтобы не потерять клиентов». Демпингующие компании работают по принципу «закрывания дыр». Деньги, которые компания получает от туриста, она может отправить не на оплату его поездки, а на покрытие долга по предыдущим турам. Подобный бизнес предполагает, что в один прекрасный момент компании может просто не хватить оборотных средств.

Заведующий кафедрой управления рисками и страхования Высшей школы экономики Сергей Смирнов отметил в разговоре с «НИ», что демпинг – это просто один из видов здоровой конкуренции и, чтобы такая финансовая политика была признана противозаконной, необходимо доказать предварительный сговор компаний-монополистов. «Если в ФАС России поступит жалоба о «монопольно низкой цене», то служба обязательно в течение 30 дней проведет оценку рынка и выдаст свое заключение», – заявила «НИ» руководитель пресс-службы ФАС России Ирина Кашунина.

Экономисты считают гипотезу о том, что в разорении компании виновата конкуренция, по меньшей мере сомнительной. «Если бы причина банкротства фирмы заключалась в демпинге, то компания бы сначала выполнила все свои обязательства перед туристами и потом закрылась, – комментирует ситуацию «НИ» Сергей Смирнов. – Тут же мы наблюдаем, что фирма разорилась в процессе выполнения своих услуг. Им не хватило оборотных средств. Это дает повод думать, что причина банкротства в чем-то другом. Возможно, что руководство компании сработало недобросовестно».

В отношении руководителей «Ланта-тур вояж» уже возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере». По информации СКР, в ходе доследственной проверки установлено, что в период с конца 2011 года до 28 января 2012 года по указанию руководства компании в Москве были заключены с клиентами многочисленные договоры на оказание им туристических услуг. Сюда входят авиаперелеты, трансфер для отелей и аэропортов, проживание в гостиницах, туристические экскурсии. Все денежные суммы компания получила от туристов в полном объеме. Однако взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан. В результате материальный ущерб в особо крупном размере был причинен более 3,5 тыс. граждан.

«На данный момент главное – принять меры, чтобы наши туристы чувствовали себя достаточно защищенными за границей. Для этого необходимо либо увеличивать финансовые гарантии туроператора, либо вводить обязательное саморегулирование», – отмечает г-жа Ломидзе. Такой подход широко применяется в Европе. Эти саморегулирующиеся организации обладают дополнительными финансовыми возможностями помощи туристам, а также устанавливают определенные стандарты качества, поэтому принимаются в такие объединения только те фирмы, за которые могут поручиться другие – их коллеги.

"