Posted 1 февраля 2010, 15:51
Published 1 февраля 2010, 15:51
Modified 8 марта 2024, 07:06
Updated 8 марта 2024, 07:06
Сегодня около 3 часов ночи в грузовой порт Санкт-Петербурга прибыло судно «Капитан Куроптев» с 650 тоннами обедненного гексафторида урана на борту. После перегрузки на железнодорожные платформы груз отправится в Северск (Томская область), на Сибирский Химический Комбинат. Состав с ядовитыми отходами отправится в Северск во вторник.
Опасный груз, который пришел в Петербург сегодня, принадлежит французской компании AREVA. По экспертным оценкам Гринпис, за последние 15 лет AREVA и западноевропейская компания URENCO отправили в Россию около 140 тыс. тонн ядерных отходов. В ноябре 2009 года стало известно о том, что компания URENCO прекращает ввоз отходов урановой обогатительной промышленности в Россию. Это решение стало результатом многолетней работы Гринпис и других общественных организаций, направленной на отказ от ввоза зарубежных радиоактивных отходов в Россию. Однако контракт AREVA будет действовать, как минимум, до 2014 года. Таким образом, на территорию России может быть ввезено еще несколько тысяч тонн радиоактивных отходов, сообщает сайт Гринпис.
Как отмечают активисты Гринпис, руководство государственной корпорации Росатом утверждает, что радиоактивные отходы являются ценным энергетическим ресурсом и ввозятся в Россию для дообогащения, после которого отправляются обратно поставщику. Однако в Европу, откуда привезены отходы, возвращается только до 10% от всего ввозимого сырья, а до 98% остается в России на вечное хранение.
Представители Гринпис говорят, что французские компании спешат как можно скорее отправить свои отходы в Россию, боясь возможного запрета властей Франции на экспорт радиоактивных отходов. «С октября 2009 года во Франции работает специальная министерская комиссия, которая была создана после показа во Франции документального фильма о том, как французская компания ввозит свои отходы в Россию. Ученые должны закончить работу над докладом к концу февраля. Тогда мы и получим ответ, насколько законны контракты на поставку урановых отходов в Россию, - сказал Владимир Чупров, руководитель энергетического отдела Гринпис России. - Именно поэтому французские атомщики, и в том числе компания AREVA, спешат ввезти как можно больше отходов в Россию».
Отметим, что первыми против отправки радиоактивных отходов из Франции в Россию выступили французские активисты Гринпис. В ночь на 25 января группа французских активистов «зеленых» блокировала отправку отходов в порт Шербур, где стоял сухогруз «Капитан Куроптев». Шестеро человек приковали себя цепями к железной дороге в двух местах следования поезда, задержав поезд на некоторое время. В это время другие активисты держали в руках плакат: «Россия – не мусорный бак». Полиции удалось отцепить «зеленых» от путей и ядовитый груз продолжил следовать в порт. Тогда активисты Гринпис перегородили ж/д пути своим грузовиком, задержав поезд еще на час. Но, в конце концов, состав с отходами добрался до порта Шербур.
Репортаж Гринпис о прибытии судна «Капитан Куроптев в Россию»:
Справка Гринпис:
Россия - единственная страна в мире, принимающая из-за рубежа обедненный гексафторид урана в промышленных масштабах. Отвальный гексафторид урана (ОГФУ) является побочным продуктом обогащения природного урана и не подлежит использованию в ближайшей перспективе. Гексафторид урана крайне опасен. В истории атомной промышленности были аварии с выбросом этого вещества, в результате которых погибли люди. Между тем, условия его хранения на российских предприятиях не отвечают современным требованиям. ОГФУ транспортируется и хранится в цилиндрических стальных контейнерах, которые складируются на промышленных площадках под открытым небом. В результате контейнеры постепенно разрушаются и подвергаются коррозии.
Чтобы избежать высоких расходов по хранению и утилизации отвального гексафторида урана в Европе, западноевропейские компании направляют ОГФУ в Россию, формально на переработку. Даже с учетом расходов на транспортировку, такие контракты для них выгодны: из всего количества ввезенных урановых «хвостов», ввезенных в Россию обогащается и направляется обратно за рубеж около 10%, остальное навсегда остается на захоронение в РФ. Официальные отчеты Ростехнадзора за 2004-2007 гг. признают, что уже накопленные в России отходы отвального гексафторида урана представляют серьезную проблему.