Posted 31 января 2008,, 21:00
Published 31 января 2008,, 21:00
Modified 8 марта, 08:11
Updated 8 марта, 08:11
Результат в 25% получается, если считать так называемым нарастающим итогом, то есть ежемесячно прибавлять или убавлять процент удорожания или удешевления того или иного продукта, а потом выводить некую среднюю величину. Если же представить себе, что москвич N обошел 31 января прошлого года «наши» магазины, записал цены, потом уехал на год, а, вернувшись, посетил те же «точки» и сверил записи с нынешними ценниками, картина получится еще интереснее. Г-н N обнаружил бы, что морковь в его отсутствие стала дороже в среднем на 82%, сыр «Российский» – на 66%, растительное масло – на 59%, апельсины – на 52%. Практически одинаково поднялись цены на молоко и сливочное масло (37–38%). Далее идет плотно сбитая группа товаров, давшая ценовой прирост в диапазоне от 21 до 29%: хлеб ржаной и нарезные батоны, репчатый лук, яблоки и пиво «Балтика» №3.
Радостных открытий наш условный москвич совершил бы, к сожалению, немного. Столько же, сколько год назад в среднем стоят сегодня бескостная говядина и картошка. В минус ушли свежие помидоры (39%) и огурцы (21%), сахарный песок (13%) и водка «Столичная» (5%). Получается, что пьяным быть стало дешевле, а вот сытым…
За прошедший год единственным месяцем, когда сформированная нами же корзина нас не огорчила, стал март, когда цены в среднем понизились на 2%. Все остальное время стоимость нашего продуктового набора только росла. Иногда медленно, в пределах 1–2% (апрель, июль, ноябрь), иногда весьма шустро – на 3–5% (май, июль, август, январь-2008). Порой ценовой подъем настораживал (7–8% в феврале и сентябре), но бывало, что и обескураживал (по 11% в октябре и декабре).
Особую тревогу вызывает то, что в разы обогнали официальную инфляцию продукты, без которых обойтись попросту невозможно: хлеб, лук, морковь, молоко, сливочное и растительное масло. Они-то и есть обязательная часть рациона тех людей, кто вынужден тратить на еду практически все, что получает. Ведь не одной картошкой, слава богу, не изменившейся в цене, им питаться. На свежие овощи и фрукты им денег не хватает, а подорожания ананасов на 14% никто из них даже и не заметит. А вот когда едва ли не самый доступный отечественный сыр «выстреливает», обидно. Все это еще раз подтверждает: у богатых и у бедных разная инфляция. Не только потому, что они по-разному ее чувствуют, но и из-за того, что относительно дешевые продукты, которые теперь принято называть «социально значимыми», дорожают быстрее и заметнее.
Надо сказать, что прошедший январь по сравнению с предновогодним декабрем повел себя вполне сносно. 5% общего подорожания на фоне 11%, «достигнутых» месяц назад, – не так уж много. Примечательно лишь то, что самый весомый вклад в итоговый результат внес Преображенский рынок, традиционно считающийся не самым дорогим в городе. Там стоимость корзины «НИ» взлетела сразу на 13%. Больше всего базарные торговцы взвинтили цены на морковь (100%) и растительное масло (63%). На треть подорожали лук, ананасы и сливочное масло, на 28% – макароны, на четверть – яблоки. Когда наши журналисты поинтересовались у продавцов, по какому поводу такие «подарки», им откровенно ответили: «Так ведь пенсии поднялись».
Внесла заметную лепту (7,6% прибавки к ценам) в общую безрадостную картину и слывущая относительно дешевой «Пятерочка» на Шоссейной улице. Впечатляющего эффекта здесь удалось достичь благодаря все тем же моркови (+76%) и яблокам (+35%). Зато в этом магазине появились ржаной хлеб, свежие помидоры, огурцы, апельсины, ананасы и сыр «Российский», которых в канун новогодних праздников там не было.
Неутешительный общий итог и в «Седьмом континенте» на Земляном Валу. Вообще-то на 13 продуктов из 23 цены там за месяц не изменились (это рекорд января среди наших торговых точек), но картофель подорожал при этом на 100%, морковь – на 17, макароны – на 10, а сливочное масло – на 9%. В результате наш набор стал для кошельков потребителей на 6,8% разорительнее.
Приятно удивили «Перекресток» на Славянском бульваре и супермаркет «Фили» – и там, и там корзина «НИ» подешевела на 1,4%. У филевцев восемь наименований продуктов подешевели (значительнее всего колбаса «Докторская» – 28%), семь подорожали (максимально нарезной батон + 8%), пять остались на нуле, поэтому и итог для потребителя позитивный. В «Перекрестке» резко (на 63%) «уценили» картошку (которая, правда, в декабре подорожала на 173%), яблоки (-24%) и свежие помидоры (-16%). А ставшая на 36% дороже водка «Столичная» испортить общей картины, к счастью, не смогла. Спасибо и за это.
ПРОДУКТОВАЯ КОРЗИНА НИ