Posted 31 января 2008,, 21:00

Published 31 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:11

Updated 8 марта, 08:11

Горе луковое

Горе луковое

31 января 2008, 21:00
В конце января 2007 года наши журналисты впервые отправились по пяти торговым точкам столицы со списком из 23 продуктов питания, чтобы точно зафиксировать, сколько они стоят. Целый год каждый последний день месяца мы отмечали, как цены изменились. Пора подводить итоги. Они, к сожалению, не утешительны. Средняя стоимост

Результат в 25% получается, если считать так называемым нарастающим итогом, то есть ежемесячно прибавлять или убавлять процент удорожания или удешевления того или иного продукта, а потом выводить некую среднюю величину. Если же представить себе, что москвич N обошел 31 января прошлого года «наши» магазины, записал цены, потом уехал на год, а, вернувшись, посетил те же «точки» и сверил записи с нынешними ценниками, картина получится еще интереснее. Г-н N обнаружил бы, что морковь в его отсутствие стала дороже в среднем на 82%, сыр «Российский» – на 66%, растительное масло – на 59%, апельсины – на 52%. Практически одинаково поднялись цены на молоко и сливочное масло (37–38%). Далее идет плотно сбитая группа товаров, давшая ценовой прирост в диапазоне от 21 до 29%: хлеб ржаной и нарезные батоны, репчатый лук, яблоки и пиво «Балтика» №3.

Радостных открытий наш условный москвич совершил бы, к сожалению, немного. Столько же, сколько год назад в среднем стоят сегодня бескостная говядина и картошка. В минус ушли свежие помидоры (39%) и огурцы (21%), сахарный песок (13%) и водка «Столичная» (5%). Получается, что пьяным быть стало дешевле, а вот сытым…

За прошедший год единственным месяцем, когда сформированная нами же корзина нас не огорчила, стал март, когда цены в среднем понизились на 2%. Все остальное время стоимость нашего продуктового набора только росла. Иногда медленно, в пределах 1–2% (апрель, июль, ноябрь), иногда весьма шустро – на 3–5% (май, июль, август, январь-2008). Порой ценовой подъем настораживал (7–8% в феврале и сентябре), но бывало, что и обескураживал (по 11% в октябре и декабре).

Особую тревогу вызывает то, что в разы обогнали официальную инфляцию продукты, без которых обойтись попросту невозможно: хлеб, лук, морковь, молоко, сливочное и растительное масло. Они-то и есть обязательная часть рациона тех людей, кто вынужден тратить на еду практически все, что получает. Ведь не одной картошкой, слава богу, не изменившейся в цене, им питаться. На свежие овощи и фрукты им денег не хватает, а подорожания ананасов на 14% никто из них даже и не заметит. А вот когда едва ли не самый доступный отечественный сыр «выстреливает», обидно. Все это еще раз подтверждает: у богатых и у бедных разная инфляция. Не только потому, что они по-разному ее чувствуют, но и из-за того, что относительно дешевые продукты, которые теперь принято называть «социально значимыми», дорожают быстрее и заметнее.

Надо сказать, что прошедший январь по сравнению с предновогодним декабрем повел себя вполне сносно. 5% общего подорожания на фоне 11%, «достигнутых» месяц назад, – не так уж много. Примечательно лишь то, что самый весомый вклад в итоговый результат внес Преображенский рынок, традиционно считающийся не самым дорогим в городе. Там стоимость корзины «НИ» взлетела сразу на 13%. Больше всего базарные торговцы взвинтили цены на морковь (100%) и растительное масло (63%). На треть подорожали лук, ананасы и сливочное масло, на 28% – макароны, на четверть – яблоки. Когда наши журналисты поинтересовались у продавцов, по какому поводу такие «подарки», им откровенно ответили: «Так ведь пенсии поднялись».

Внесла заметную лепту (7,6% прибавки к ценам) в общую безрадостную картину и слывущая относительно дешевой «Пятерочка» на Шоссейной улице. Впечатляющего эффекта здесь удалось достичь благодаря все тем же моркови (+76%) и яблокам (+35%). Зато в этом магазине появились ржаной хлеб, свежие помидоры, огурцы, апельсины, ананасы и сыр «Российский», которых в канун новогодних праздников там не было.

Неутешительный общий итог и в «Седьмом континенте» на Земляном Валу. Вообще-то на 13 продуктов из 23 цены там за месяц не изменились (это рекорд января среди наших торговых точек), но картофель подорожал при этом на 100%, морковь – на 17, макароны – на 10, а сливочное масло – на 9%. В результате наш набор стал для кошельков потребителей на 6,8% разорительнее.

Приятно удивили «Перекресток» на Славянском бульваре и супермаркет «Фили» – и там, и там корзина «НИ» подешевела на 1,4%. У филевцев восемь наименований продуктов подешевели (значительнее всего колбаса «Докторская» – 28%), семь подорожали (максимально нарезной батон + 8%), пять остались на нуле, поэтому и итог для потребителя позитивный. В «Перекрестке» резко (на 63%) «уценили» картошку (которая, правда, в декабре подорожала на 173%), яблоки (-24%) и свежие помидоры (-16%). А ставшая на 36% дороже водка «Столичная» испортить общей картины, к счастью, не смогла. Спасибо и за это.

ПРОДУКТОВАЯ КОРЗИНА НИ

"