Posted 31 января 2007,, 21:00

Published 31 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:51

Updated 8 марта, 08:51

Министра простили, ОПК перекрестили

Министра простили, ОПК перекрестили

31 января 2007, 21:00
Участники юбилейных XV Международных Рождественских чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке» с нетерпением ждали выступления министра образования и науки Андрея Фурсенко. Все помнили, как год назад его предложение включить в школьную программу не «Основы православной культуры» (ОПК), а «Историю ми

Обращаясь к участникам Рождественских чтений, патриарх Алексий II задал им риторический вопрос: «А для чего нужно учить?» И сам ответил на него словами святителя Василия Великого: «Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением». Поскольку цитата была заимствована из трудов православного святого, подразумевалось: образовательный процесс должен считаться с учением РПЦ о том, что такое хорошо и что такое плохо. По мнению патриарха, ни школа, ни семья не способны воспитывать детей в соответствии с «указаниями совести». Школьное образование – оттого что стало «товаром с соответствующей ценой и перспективой дальнейшего умножения инвестиций». Но и семья не может справиться с этой задачей, потому что «утратила свое главное христианское предназначение – малой церкви». Вывод: вся надежда на «большого брата», «большую Церковь».

Никто из выступавших вслед за патриархом представителей светской власти не вспомнил о том, что статья 29 Конституции, согласно которой «запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства», не отменена. Даже министр образования и науки Андрей Фурсенко, слывущий главным противником преподавания в школе какой-то одной религиозной дисциплины в ущерб остальным, воскликнул – совсем как на рок-фестивале: «Вместе мы добьемся успехов!». Он выразил удовлетворение тем, что штудированием православия «охвачены тысячи школьников, сотни школ».

Что называется, дожали.

Нежелание ли это министра быть опять освистанным, как на предыдущих чтениях – или за истекший год Минобразу и РПЦ удалось договориться о некоем компромиссе. Предположение тем более правдоподобное, что митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), куратор проекта обязательного введения в школьные программы ОПК, сообщил тянущую на сенсацию новость: предмет, аббревиатура которого за несколько лет стала звучать, как скрежет зубовный, переименован. Теперь эта школьная дисциплина именуется нейтрально, но и с куда большей претензией: «Основы духовной культуры и этики» (ОДКЭ). То есть на уроках детей будут не просто информировать о вере предков, демонстрировать им слайды икон и включать записи песнопений, но прививать вполне определенное мировоззрение.

Впрочем, ни Андрей Фурсенко, ни митрополит Климент, ни даже глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Кирилл (Гундяев) не стяжали в Кремле таких аплодисментов, как телеведущий Михаил Леонтьев. Несколько дней назад спевший на концерте памяти Высоцкого песню о сумасшедшем доме, г-н Леонтьев озаглавил свой доклад «Новая элита и новые ценности». К восторгу аудитории он заявил, что наше государство имеет перед всеми другими только одно преимущество: «оно управляется Богом – иначе непостижимо было бы его существование». Многие слушатели старательно записали в блокноты это изречение (наверное, чтобы потом зачитывать на уроках школярам). А государственные мужи приосанились, услышав тезис о том, что сегодня в России «навязать мораль нельзя, но чиновник должен в обязательном порядке следовать морали». По мнению телеведущего, это станет возможным, если наша правящая элита станет православной.

И тогда школьникам ничего другого просто не останется, как последовать примеру элиты.

"