Posted 31 января 2007,, 21:00

Published 31 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

«У нас больше общего, чем различий»

«У нас больше общего, чем различий»

31 января 2007, 21:00
Россияне смогут указывать сразу несколько национальностей в ходе следующей общероссийской переписи населения, которая намечена на 2010 год. С таким предложением выступил в минувший вторник председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерий Тишков. Кроме того, в России может бы

В прошедшем в минувший вторник в Москве совещании «Этническое и религиозное многообразие как основа стабильности и развития российского общества» участвовали 215 представителей региональных общественных палат и органов власти из 73 субъектов Федерации. В президиуме рядом сидели представители трех религиозных конфессий – епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин и главный раввин России Берл Лазар. В своем выступлении Валерий Тишков обрушился на тех представителей власти, которые в ходе прошлой переписи 2002 года искусственно увеличили численность «своей» национальности за счет «чужих». Так, малые андо-цезские народы Дагестана записали в аварцы и даргинцы, численность турок-месхетинцев в целом по России оказалась ниже, чем их в действительности проживает в одном только Краснодарском крае, а в Башкортостане несколько десятков тысяч татар были переписаны в башкиры.

По словам ученого, сейчас обсуждается введение в ходе намеченной на 2010 год общероссийской переписи населения «сложной» этничности, когда человек сможет назвать себя представителем сразу нескольких национальностей, например, андийцем и аварцем или русским и казаком. Особенно это актуально для детей от смешанных браков, а также тех, кто этнически принадлежит к одному народу, а культурно – к другому. «Но российская идентичность у всех присутствующих выражена сильнее, чем все остальные идентичности. У нас больше общего, чем различий», – убежден Валерий Тишков.

О том, что на Северном Кавказе все народы живут в мире, говорил и епископ Феофан. Он рассказал, что несколько дней назад побывал на свадьбе в Ставрополе, где гостями были и русские, и ингуши, и чеченцы. Муфтий Равиль Гайнутдин назвал Казанский кремль, где рядом стоят мечеть и православный храм, «символом веротерпимости» мусульман и христиан России. Однако тут же перешел к тому, чего мусульмане терпеть не желают – к преподаванию «Основ православной культуры» в школе. По его словам, этот предмет «ставит мусульман, иудеев и буддистов в положение младших братьев».

Главный раввин Берл Лазар попытался перевести межнациональные отношения на язык бизнеса. «Любой бизнес является успешным, если товар выбирает человек с улицы. У нас в этом зале межнациональных конфликтов нет, но надо, чтобы то, что мы обсуждаем, выбрали на улице, где экстремисты успешно продают свой товар». Председатель Комитета Госдумы по делам национальностей Евгений Трофимов сообщил, что Госдума готовит специальный закон о преступлениях на расовой почве, а также собирается ввести уголовную ответственность за распространение экстремистских материалов, в том числе для владельцев Интернет-сайтов.

Свой вариант решения конфликтов между коренным населением и мигрантами предложил член Общественной палаты и председатель Совета директоров группы «Альянс» Мавлит Бажаев. По его словам, привлечение мигрантов должно происходить не стихийно, а в соответствии с планом. Мигранты должны направляться в те регионы, где ощущается дефицит рабочей силы, а не в мегаполисы и наиболее развитые регионы, где выше норма получаемой прибыли. Чтобы перенаправить поток мигрантов, государство должно инициировать крупные проекты развития в трудодефицитных регионах, таких как Сибирь и Дальний Восток. Туда же следует направить «избыточную неквалифицированную рабочую силу из перенаселенных районов Северного Кавказа». Позже в перерыве заседания Мавлит Бажаев пояснил «НИ», что речь идет о проектах как в сырьевых отраслях, таких как добыча нефти, газа и угля, так и в наукоемких. С учетом того, что к этой теме недавно обратился президент, эти проекты могут быть реализованы уже в ближайшие годы.

Ниже «НИ» приводят фрагменты наиболее интересных выступлений.

ФЕОФАН, епископ Ставропольский и Владикавказский, член Общественной палаты:
– В 90-х годах деструктивные силы пытались использовать присущую Северокавказскому региону полиэтничность и многоконфессиональность в своих интересах. И часть этой негативной программы была проведена в жизнь. Были предприняты попытки к прямому или косвенному вытеснению так называемой «нетитульной» нации. Но надо помнить, что на протяжении столетий русская культура на Кавказе служила объединяющим фактором. Например, русский язык был языком межнационального общения между местными культурами и мировой культурой. Я сейчас восстанавливаю в Ставрополе Казанский собор. Не было специалистов по камню, и я пригласил мастеров из Дагестана. Это глубоко верующие мусульмане, но с какой любовью они обтачивали каждый камешек. Я их спрашивал: «Ну, как, ничего вам, что вы строите православный храм, а не мечеть?» Они отвечали: «Да что вы, владыка. Для нас это честь. Мы строим дом Божий. Господь смотрит на нас и наградой спрашивать будет». Вот пример взаимоотношений в реальной жизни.

Равиль ГАЙНУТДИН, председатель Совета муфтиев России, член Общественной палаты:
– Сегодня Россия переживает период, который одни называют переходным к новой формации, другие – периодом духовного и культурного раскрепощения, третьи – реформированием демократических и общественных институтов и гражданского общества. В условиях современной России власть должна пресекать попытки стравливания мусульман и христиан, мусульман и иудеев. Те силы, которые выдвигают лозунг «Россия для русских», расшатывают основы нашего государства и угрожают будущему страны. Если власть будет закрывать глаза на такие факты, наверняка завтра найдутся горячие головы из числа мусульман, которые будут провозглашать Поволжье, Астраханскую область и Сибирь для татар или Чечню для чеченцев. Сегодня говорят много об угрозе суверенитету России, имея в виду международный терроризм. Но мы ощущаем приближение и другой беды. Главные вызовы суверенитету страны находятся внутри. Это коррупция, рост ксенофобских и шовинистических настроений и кризис доверия между разными социальными слоями общества.

Мавлит БАЖАЕВ, член Общественной палаты, председатель подкомиссии по проблемам противодействия экстремизму и ксенофобии:
– Сегодня никто не сомневается, что Россия нуждается в притоке иммигрантов, что должно позволить решить острые экономические и демографические проблемы страны. Но, параллельно привлечению иммигрантов необходимо готовить систему их адаптации к жизни и работе в России, а также готовить российскую общественность к их приему. Если этого не делать, то рост иммиграции неизбежно вызовет нарастание напряженности и ксенофобских настроений. Кроме того, размещение привлеченных трудовых ресурсов нужно планировать более рационально. Люди должны приезжать туда, где действительно ощущается дефицит рабочей силы. Но до сих пор основные потоки иммигрантов направляются, напротив, в крупные мегаполисы, в наиболее динамично развивающиеся регионы – то есть туда, где выше норма прибыли. Это свидетельствует о стихийном характере миграции, что, конечно, недопустимо. Изменить ситуацию можно, если государство инициирует крупные проекты развития в трудодефицитных регионах, таких как Дальний Восток, Сибирь. Именно туда должны быть направлены основные потоки иммигрантов. Это позволит не только обеспечить рабочей силой перспективные, но не имеющие достаточных человеческих ресурсов части страны, но и снять излишнюю демографическую и социальную нагрузку с развитых регионов, снизить в них накал конкуренции за рабочие места. А значит, сбить волну ксенофобии, которая во многом вызвана как раз такой конкуренцией. Значительно большее внимание следовало бы уделить перераспределению избыточной неквалифицированной рабочей силы из перенаселенных районов Северного Кавказа в те же дальневосточные и сибирские регионы страны. Это тем более необходимо, потому что избыток безработной молодежи на Северном Кавказе является сильнейшим дестабилизирующим фактором, порождающим социальную напряженность, подпитывающим экстремизм. Дать молодым людям работу, открыть перед ними новые перспективы, вывести из-под влияния деструктивных сил – важнейшая задача. Наряду с миграционной политикой необходимо целенаправленно работать и в области планомерного формирования многонациональных трудовых коллективов. Вспомним, что еще в советское время такой подход был нормой: для осуществления всех крупных экономических программ и проектов привлекались люди со всей страны. Так было на БАМе, в Нечерноземье, на Целине, на строительстве сибирских и дальневосточных городов. Проведение такой политики сегодня способно значительно пополнить русское население за счет ассимиляции других этнических групп, в том числе мигрантов, в пользу русского языка и идентичности.

Валерий ТИШКОВ, председатель Комиссии ОП по вопросам толерантности и свободы совести:
– Разговоры об «этноциде», якобы имевшем место в 1990-х годах, оказались несостоятельными. Перепись показала безосновательность страхов о катастрофическом сокращении численности русских. Накануне переписи СМИ публиковали прогнозы, согласно которым численность русских упала на 15–19 миллионов человек, т.е. чуть ли не на 15% по сравнению с последней советской переписью. Сокращение действительно имело место, но на гораздо меньшую величину: на 3,3%, а доля в составе населения страны – на 1,7%. Наши исследования показывают, что политизированная риторика о вымирании, например, финно-угорских или коренных малочисленных народов Сибири также является беспочвенной. Ни одна этническая группа не исчезла с карты нашей страны в ХХ веке, в то время как в других регионах мира исчезли десятки малых культур. Старые научные подходы и политические установки исходят из того, что из русских, татар, чувашей и прочих нужно «делать россиян». Это – ущербный подход. Российский народ-нация – не результат искусственной унификации, а де-факто объединенное этническое разнообразие. Население новой России имеет высокую степень социально-политического и историко-культурного единства. Подавляющее большинство населения ставит свою гражданскую идентичность «россиянин» на самое высокое место.

"