Posted 31 декабря 2019,, 11:10

Published 31 декабря 2019,, 11:10

Шлемы из черепов и скелеты без голов: названы 10 археологических открытий 2019 года

31 декабря 2019, 11:10
Схрон жрецов, «шлемы» из детских черепов, «Нью-Йорк» бронзового века и другие открытия

Сайт Live Science опубликовал свою десятку самых важных открытий, совершенных археологами в уходящем году.

Обезглавленные скелеты на кладбище в Англии

Готовясь к возведению нового жилого комплекса в деревне Грейт-Уэлнетем в английском графстве Саффолк, строители наткнулись на кладбище 1700-летней давности с необычными погребениями. 17 из 52 обнаруженных скелетов были обезглавлены, и головы были аккуратно уложены между ног. Археологи считают, что это не казнь, поскольку следов применения грубой силы нет, и декапитация произошла уже после смерти. Но кто и зачем это сделал – загадка. Одна из версий заключается в том, что это было частью языческого похоронного ритуала: обитатели римского поселения, расположенного неподалеку, вероятно, полагали, что голова является вместилищем души и должна быть удалена, чтобы человек мог перейти в загробную жизнь. Как говорят исследователи, так называемые девиантные захоронения вообще не редкость на римских кладбищах, но здесь их даже слишком много: лишь 17 покойников похоронены в стандартной позе лежа на спине. Остальные – лицом вниз, в согнутом положении или с отрубленными головами, причем несколько черепов – с рядом с «чужими» скелетами.

Красочная гробница в Саккаре

При раскопках в Египте, в Саккаре, археологи нашли удивительно хорошо сохранившуюся гробницу с изображениями, которые не устратили чистоты и яркости красок за 4400 лет. Как оказалось, гробница принадлежала человеку по имени Хуви, высокопоставленному чиновнику при дворе фараона Джедкара Исеси, правившего с 2381 по 2353 год до н.э., его пирамида находится неподалеку. Останки мумии Хуви обнаружены тут же, рядом с разграбленным еще в древности саркофагом. Стены гробницы украшены иероглифами и рисунками, на них корабли под парусами, египтяне, работающие в полях, сам Хуви перед жертвенным столами сложные орнаменты. Как говорят археологи, сохранность изображений поразительна: несмотря на то что прошло несколько тысяч лет, краски ничуть не потускнели.

Самый ранний череп Homo sapiens за пределами Африки в Греции

Еще в 1978 году в пещере Аподима на юге Греции по время раскопок были найдены два черепа. Лишь в 2019 году палеоантропологам удалось установить, что один из них принадлежит неандертальцу и имеет возраст более 170 тысяч лет, а второй – Homo sapiens, и ему около 210 тысяч лет. Последний – самый ранний пример черепа Homo sapiens, найденного за пределами Африки, и он свидетельствует о неудачной попытке людей распространиться за пределы своей родины, Черного континента: неандертальцы вытеснили эту популяцию ранних людей, и Homo sapiens понадобилось еще 150 тысяч лет, чтобы закрепиться в Евразии. Предков человека, череп которого был найден в Аподиме, на Земле не осталось: генетики полагают, что все люди, живущие сегодня за пределами Африки, могут проследить свою родословную до крупного расселения с Черного континента, которое случилось всего 50-70 тысяч лет назад. Впрочем, такая неторопливость себя оправдала: в конце концов Homo sapiens остался единственным видом гоминидов на планете, а неандертальцы, денисовцы и другие вымерли.

Мумии и мастерские в Долине Царей

2019 год был исключительно плодотворным для археологов, работающих на раскопках в Долине Царей. Так, в Западной долине, недалеко от Луксора, был найден обширный комплекс строений, где рабочие изготавливали материалы для гробниц, – здесь находились мастерские по окраске керамики, изготовлению мебели, чистке золота. Кроме того, ученые обнаружили помещение, которое использовалось для мумификации, вместе с остатками белья, веревок и других применявшихся при этом материалов, и место, где пекли хлеб и хранили еду и воду. Наконец, возле гробницы могущественной женщины-фараона Хатшепсут были найдены две неизвестные женские мумии и несколько статуэток ушебти, которые клали в захоронения, чтобы они помогали умершему в загробной жизни. В ближайшие годы египетские археологи надеются найти гробницы членов семьи Аменхотепа III, деда фараона Тутанхамона.

«Нью-Йорк» бронзового века недалеко от Тель-Авива

Израильские археологи в 2019-м объявили об открытии в 60 км к северу от Тель-Авива древнего города Эйн-Эсур – настоящего мегаполиса бронзового века, где 5000 лет назад проживало около 6000 человек (очень большая по тем временам популяция), зарабатывавших себе на жизнь земледелием и торговлей. Город обнесен двухметровой крепостной стеной. Жилые и общественные районы, улицы, переулки и храмы, по-видимому, тщательно спланированы.Обнаружены миллионы артефактов – фрагменты керамики, кремниевые орудия, базальтовые каменные сосуды, а также большой храм, наполненный статуэтками и обгоревшими костями животных и статуэтками – видимо, следами жертвоприношений. Храм оказался еще более древней постройкой: он на 2000 лет старше города. Проводившие раскопки археологи назвали Эйн-Эсур «Нью-Йорком раннего бронзового века».

Построенная Понтием Пилатом дорога в Иерусалиме

У римского префекта Иудеи, отправившего на смерть Христа, репутация тирана и коррупционера. Так, например, считается, что он самовольно воспользовался деньгами из храмовой казны, чтобы построить акведук, нарушал иудейские религиозные законы и подвергал избиению протестовавших. Историки древности упоминали о том, что народ Иудеи изнемогал от подкупов, оскорблений, грабежей и казней без суда и следствия, которые практиковал Пилат. Однако в 2019 году археологи сделали открытие, которое заставляет предположить, что таким уж однозначным злодеем этот человек не был. Оказалось, что Пилат построил большую улицу в Иерусалиме – 8 метров шириной, 600 метров длиной, – которая соединяла Силоамскую купель — место, где останавливались паломники, чтобы искупаться и получить пресную воду, с Храмовой горой, самым святым местом в иудаизме. То, что улицу построил именно Пилат, исследователи утверждают на том основании, что самые последние монеты, найденные под ней, датируются 30-31 годом н.э., когда он был префектом. Это одно из очень немногочисленных археологических свидетельств, связанных с Понтием Пилатом. Тот факт, что он построил улицу, которая помогала людям добраться до Храмовой горы, говорит о том, что он, возможно, был более неоднозначной личностью, чем принято считать.

Тайник с саркофагами возле Луксора

В некрополе Асасиф недалеко от Луксора археологи нашли 30 прекрасно сохранившихся запечатанных деревянных саркофагов. Исследователи назвали открытие «схроном жрецов», так как, по-видимому, некоторые из мумий, спрятанных в тайнике в скалах, принадлежат древнеегипетским жрецам. Деревянные саркофаги, уложенные в два ряда: 12 гробов снизу и 18 гробов сверху, –отлично сохранились, несмотря на то, что с момента погребения прошло уже 3 тысячелетия. Росписи с изображением египетских божеств, прихотливых узоров и иероглифов не потеряли яркости красок. В хорошем состоянии и мумии: археологи обнаружили тела 23 взрослых мужчин, пяти взрослых женщин и двух детей. Изучение мумий и иероглифов продолжается, и в ближайшие год-два об обитателях схрона, вероятно, появится новая информация. Исследователи поражены, что все 30 гробов остались нетронутым: разграбление могил было и остается в Египте обычным делом.

Колесница знатного человека в Англии

Недалеко от английского города Поклингтон, проводя раскопки перед строительством домов, археологи обнаружили захоронение 2200-летней давности. Внутри оказались останки 40-летнего на момент погребения мужчины, замысловатый бронзовый щит, колесница и два пони в прыжковой позе. Кроме того, в могиле нашли бронзовую и стеклянную броши и следы «трапезы»: свиные суставы и пиршественную вилку, воткнутую в свиное ребро. Как предполагают исследователи, судя по пышности и тщательной продуманности могилы, покойник был знатной персоной. Колесницы не редкость в древних погребениях, так, например, хоронили римляне и кельты. Археологи обнаруживали могилы знатных людей, похороненных с колесницами, на территории Болгарии, Франции, Грузии…

Стена в Иране, сравнимая с Валом Адриана

Ученые описали древнюю стену на западе Ирана, сравнимую по масштабам со знаменитым Валом Адриана, который римляне возвели для защиты Англии. Иранская стена протяженностью около 115 километров, проходящая с севера на юг в провинции Керманшах, сложена из натуральных местных материалов – проще говоря, булыжника и валунов, с использованием гипсового раствора. На строительство ушло приблизительно 1 миллион кубометров камня. Изначально стена была, вероятно, четыре метра в ширину и три в высоту. В некоторых местах видны полуразрушенные строения, скорее всего башни. Судя по всему, строительство потребовало огромных человеческих ресурсов и времени. Но когда, кем и зачем возведена стена, неясно. Керамика, найденная рядом, позволила ученым лишь весьма приблизительно датировать постройку – между IVвеком до н.э. и VIвеком н.э. А это значит, что возвести ее могли и при Парфянском царстве, и при правлении Государства Сасанидов – две эти империи процветали здесь в это время. Стена была известна местным жителям и раньше – как Стена Гаури, а много лет назад там даже вели раскопки, однако прежде она не становилась объектом научных публикаций.

«Шлемы» из детских черепов в Эквадоре

В эквадорском городе Саланго археологи откопали захоронение, которому 2100 лет, и обнаружили там, наряду с останками девяти взрослых, два младенческих скелета, на головах которых были «шлемы» из черепов других детей. «Шлемы» плотно сидели на головах младенцев ­– вероятнее всего, когда их надевали, они все еще сохраняли на себе остатки плоти. Археологи говорят, что это единственный известный случай, когда детские черепа использовались подобным образом. Непонятно, что убило младенцев или детей, но есть версия, что незадолго до этого рядом произошло извержение вулкана, вероятно покрывшее этот район пеплом и лишившее людей продовольствия. Эту догадку подтверждают и следы истощения, обнаруженные в останках детей. Что же касается необычных «головных уборов», то, видимо, это сделано из желания обеспечить защиту детских душ. Рядом с младенцами археологи обнаружили фигурки – вероятно, предков, что подтверждает идею защиты.