Posted 31 марта 2020,, 15:24

Published 31 марта 2020,, 15:24

Ученые стали распознавать рак на ранних стадиях по анализу крови

31 марта 2020, 15:24
«Жидкая биопсия» позволяет выявить 50 видов рака и расположение болезни в организме
Сюжет
Болезни

Международная команда ученых во главе со специалистами Института раковых исследований Дана-Фарбер (Бостон) и Клиники Майо изучили возможности так называемой «жидкой биопсии» – анализа крови, помогающего выявить рак еще до появления симптомов.

Исследование в участием нескольких тысяч человек, результаты которого опубликованы в журнале Annals of Oncology, показало, что новый тест с высокой степенью точности помогает обнаружить более 50 типов рака, а также расположение болезни в организме.

Выявлению поддаются в том числе и некоторые из самых опасных видов рака, которые не имеют стандартного скрининга, однако перспективы на излечение имеют в основном при ранней диагностике. Тест основан на анализе локализации химических единиц, называемых метильными группами, в ДНК раковых клеток. В раковых клетках расположение метильных групп, или паттерн метилирования, часто заметно отличается от того, что можно наблюдать в нормальных клетках – до такой степени, что аномальные паттерны метилирования даже более характерны для раковых клеток, чем генетические мутации. Когда опухолевые клетки умирают, их ДНК с прочно прикрепленными метильными группами попадает в кровоток.

В ходе исследования ученые проанализировали 6689 образцов крови: 2482 из них принадлежали раковым больным, а 4207 – людям без рака. Образцы онкобольных показали признаки более 50 типов рака, включая рак молочной железы, колоректальный, рак пищевода, желчного пузыря, мочевого пузыря, желудка, яичников, головы и шею, легких, лимфоидный лейкоз, множественную миелому и рак поджелудочной железы.

Общая специфичность теста составила 99,3%, что означает: только 0,7% результатов неверно указывали на наличие рака. Чувствительность анализа для 12 наиболее смертоносных видов рака составила 67,3%, то есть тест смог обнаружить рак в двух третях случаев, но в одной трети случаев давал отрицательный результат.

В этой группе чувствительность составила 39% для пациентов с раком I стадии, 69% для пациентов со II стадией, 83% для пациентов с III стадией и 92% для пациентов с IV стадией. Когда рак был обнаружен, тест правильно определил орган или ткань, где локализовалась болезнь, более чем в 90% случаев.

Как считают авторы исследования, такой тест может быть частью скрининга для раннего выявления рака.