Posted 30 октября 2020,, 12:47

Published 30 октября 2020,, 12:47

Английские генетики выяснили, откуда и когда произошли современные породы собак

30 октября 2020, 12:47
Английские генетики выполнили самое обширное на сегодняшний день исследование ДНК древних собак, секвенировав 27 геномов.

Результаты исследования останков собак в «возрасте» от 800 до 11 000 лет, обнаруженных в Европе, на Ближнем Востоке и в Сибири, опубликованы в журнале Science.

Как обнаружили ученые, 11 000 лет назад, к концу последнего ледникового периода, на Земле уже существовали по крайней мере пять генетически различных групп собак. Однако, несмотря на различия, все эти группы, по-видимому, произошли от одного общего предка, что позволяет предположить: начало одомашниванию, которое, вероятнее всего, произошло 20 000 лет назад, было положено одной вымершей популяцией древних волков.

Одно из самых интересных открытий заключается в том, что, хотя собаки произошли от волков, с тех пор, как случилось это разделение (более 15 000 лет назад), ни одна новая волчья ДНК не вошла в геномы собак. Этот факт озадачивает даже исследователей: ведь люди многократно скрещивали собак и волков. При этом современные волки обнаруживают у себя присутствие собачьих ДНК. Как предполагают ученые, дело в том, что ориентированная на людей собака и волк – существа по определению разные. Собаки с «волчьим характером» встречаются, однако, они не задерживаются надолго среди сородичей, не интегрируются в популяцию.

Несмотря на все усилия селекционеров, современные породы собак генетически гораздо ближе друг другу, чем собаки древности, которые были в этом смысле куда разнообразнее. Это разнообразие начало исчезать около 4000 лет назад, задолго до того, как началась работа по созданию новых пород. Все европейские собаки, по-видимому, произошли от одной группы древних европейских собак, и в породах собак по всему миру генетики видят эту ДНК – видимо, потому, что в эпоху колониализма эти собаки распространились везде. Однако у некоторых пород есть генетическое сходство с другими древними предшественниками.

Например, у чихуахуа, происходящих из Мексики, 4% ДНК позаимствовано у собак ледникового периода из древней Америки. Похожая история с сибирским хаски: хотя он и несет в себе ДНК современных европейских собак, у него также есть гены собак ледникового периода из России. Басенджи произошли от древних собак с Ближнего Востока. Что касается таких пород, как немецкая овчарка и ирландский терьер, они в равных частях представляют собой помесь древних групп из Средиземноморья и Северной Европы: вероятно, когда первые земледельцы пришли в Европу, они привели с собой своих собак, и те смешались с собаками, которые уже жили там.

Ученые использовала генетические данные человека и собак, чтобы понять, насколько совпадали их перемещения по миру. Результаты показали, что они передвигались вместе часто, но не всегда. Видимо, иногда, уезжая на новое место, люди на брали с собой своих собак, а иногда отдавали предпочтение породам, которые обнаруживались на новом месте. Изменения в геномах человека и собаки происходили зачастую независимо друг от друга.

Например, миграция из степей в Европу изменила человеческие геномы, но почти не повлияли на геномы собак. И наоборот, миграция из степей на Восток наложила отпечаток на геномную историю собак, но не на человека.