Posted 30 октября 2019,, 12:13

Published 30 октября 2019,, 12:13

Дело - в мозге: одной из причин алкоголизма назван малый объем серого вещества

30 октября 2019, 12:13
Американские ученые буквально перевернули с ног на голову теорию о том, что алкоголизм уменьшает объем мозга. Все ровно наоборот, утверждают исследователи: небольшой мозг влечет за собой алкоголизм.

Много лет ученые изучали связь между объемом мозга и употреблением алкоголя и в конце концов пришли к выводу, что склонность к алкоголизму буквально уменьшает мозг. Авторы новой работы, опубликованной в журнале «Биологическая психиатрия» (Biological Psychiatry), считают, что на самом деле причинно-следственная связь обратная: изначально небольшой объем мозга – генетически обусловленный фактор риска, способствующий развитию алкоголизма. Прежде чем прийти к этому выводу, ученые соединили результаты нескольких исследований, использовавших разные подходы и методы анализа.

Так, анализ изображений головного мозга и семейных данных, охватывающих детство и взрослую жизнь, показал, что генетически обусловленные сокращения объема серого вещества в двух областях мозга: дорсолатеральной префронтальной коре и островковой доле (они играют заметную роль в эмоциях, памяти, когнитивном контроле и принятии решений) предсказывают будущее употребление алкоголя, начиная с подросткового возраста.

Чтобы подтвердить эту теорию, команда изучила данные исследования братьев и сестер с различными историями потребления алкоголя. Как и следовало ожидать, родственники, разделявшие семейное равнодушие к алкоголю, имели большие объемы серого вещества, чем те братья и сестры, которые пили много. При этом, что любопытно, исследователи не нашли отличий в объеме серого вещества в мозге братьев и сестер из одной семьи, где один пил больше другого, -- у обоих был мозг сильно пьющего человека.

Еще одно доказательство в пользу того, что низкий объем серого вещества – генетически обусловленный фактор уязвимости, отличающий потенциального алкоголика, а не следствие злоупотребления. Наконец, ученые обнаружили, что генетический риск злоупотребления алкоголем может усугубляться экспрессией специфических генов, которые экспрессируются преимущественно в дорсолатеральной префронтальной коре.

Как считают авторы, их результаты не исключают гипотезу о том, что злоупотребление алкоголем может еще больше уменьшить объемы серого вещества. Но определяющим фактором все же является изначально малый объем мозга. Существует вероятность, что он может способствовать употреблению алкоголя в подростковом и молодом возрасте, а это, в свою очередь, приводит к ускоренной атрофии в разных отделах головного мозга.