Posted 30 июля 2021,, 10:42

Published 30 июля 2021,, 10:42

Неандертальцев мог погубить секс с людьми

30 июля 2021, 10:42
Фото: Jochen Tack/Alamy
Скрещивание могло привести к нарушению кровообращения у детей неандертальцев и вымиранию всего вида, предполагают французские генетики.

Сотрудники Французского национального центра научных исследований проанализировали группы крови трех неандертальцев и обнаружили гены, означающие сильную восприимчивость к гемолитической болезни плода и новорожденного (ГБПН), сообщает сайт Ancient Origins.

Это заболевание встречается и сегодня, но достаточно редко, затрагивая примерно три из каждых 100 000 беременностей. У каждого человека есть группа крови и резус-фактор, который означает, присутствует ли на поверхности эритроцитов определенный белок. У большинства он есть, эти люди резус-положительные. Но если резус-отрицательная женщина забеременела от резус-положительного мужчины, это может привести к тому, что у плода будет отличный от матери резус-фактор. Из-за этого иммунная система матери иногда атакует эритроциты ребенка, вызывая потенциально смертельную анемию.

Тот факт, что эти формы генов были обнаружены у неандертальцев, которых разделяло расстояние в 4000 км и 50 000 лет, заставил ученых предположить, что эта генетическая особенность была среди представителей вида довольно распространена. А значит, распространен был и риск анемии плода. Вероятно, это снижало репродуктивный успех вида: потомки неандертальцев становились все слабее и малочисленнее. Конкуренция с Homo sapiens за одну экологическую нишу и постепенное ослабление вида в конце концов привело неандертальцев к вымиранию.

ГБПН мог возникать и при сексе неандертальцев друг с другом, однако, вероятнее всего, этому способствовало спаривание с нашими предками, а также с денисовцами, другим вымершим человеческим видом. То, что неандертальцы и Homo sapiens скрещивались, доказанный факт: до 2% ДНК современных европейцев и некоторых азиатов происходят от неандертальцев.

Насчет того, что привело неандертальцев к вымиранию около 40 000 лет назад, существуют разные версии. Часть ученых считает, что наши предки принесли с собой из Африки тропические болезни: на них это не сказалось, но убило их обезьяноподобных собратьев. Есть теория, основанная на изучении черепов неандертальцев, согласно которой у них отсутствовали ключевые области человеческого мозга, отвечающие за память, мышление и навыки общения. Это повлияло на их социальные и когнитивные способности, помешав адаптироваться к изменению климата, и в результате убило. Теория же, которой придерживается большинство ученых, гласит, что неандертальцы погибли от рук Homo sapiens, уничтоживших конкурентов в борьбе за пищу и среду обитания.

Новое исследование опубликовано в журнале PLoS One.