Posted 29 ноября 2019,, 09:36

Published 29 ноября 2019,, 09:36

Ученые установили связь между беременностью и онкологией

29 ноября 2019, 09:36
Биологи предполагают, что рак и беременность эволюционно связаны между собой
Сюжет
Болезни

Благоприятные условия, в которых плод развивается в утробе матери, компенсируется тем, что позднее у человека появляется высокий риск развития рака.

Биологи из Йельского университета опубликовали в журнале Nature Ecology & Evolution работу о том, почему некоторые млекопитающие, в том числе люди, склонны к развитию злокачественных форм рака, в то время как у многих других животных этой склонности нет. Например, рак кожи – меланома: она встречается и у людей, и у крупного рогатого скота, однако у коров меланома остается в основном доброкачественной, а у людей это злокачественная опухоль.

Рассуждая об этом, исследователи предлагают вспомнить, как у людей протекает беременность. Как известно, в начале беременности клетки плаценты внедряются в сосуды стенки матки – это «вторжение» помогает матери снабжать кислородом и питательными веществами развивающийся плод.

Раковые клетки, пишут исследователи, используют такую же тактику, чтобы внедриться в ткани по всему телу. При этом, когда рак распространяется по организму, опухолевые клетки «реактивируют» гены, работающие, когда эмбрион находится в утробе, и помогающие защитить плод от иммунной системы матери, которая может ошибочно принять будущего ребенка за захватчика.

Злокачественные опухоли, как правило, возникают чаще у человека и других животных, у которых плацента вторгается в матку. А вот у коров, лошадей и свиней, чьи плаценты не нарушают матку, рак с метастазами редок. В поисках объяснения этой закономерности ученые вырастили в лаборатории образцы соединительной ткани человека и коровы и проанализировали их генетический код.

Обнаружился ряд генов, которые в клетках человека были активны, а у коров – выключены. В то время как соединительная ткань коровы оказалась приспособленной к тому, чтобы предотвращать вторжение раковых клеток, человеческая быстро уступала опухоли. На следующем этапе ученые отключили эти гены – и обнаружили, что без них клетки оказались менее уязвимыми к раковой инвазии.

Как предполагают авторы исследования, это своего рода эволюционный компромисс, которым природа наградила человека: здоровое развитие в утробе матери в обмен на повышенный риск развития злокачественного рака в более позднем возрасте. Однако на этом, полагают ученые, можно сыграть, разрабатывая новые методы лечения: если модифицировать отдельные клетки, выключая проблемные гены, то можно сделать опухоль более управляемой и подавить распространение агрессивного рака.