Posted 29 июля 2020,, 09:34

Published 29 июля 2020,, 09:34

Не задушишь, не убьёшь: ученые вернули к жизни бактерий – ровесников динозавров

29 июля 2020, 09:34
Микробы, которые пребывали в глубокой спячке под тихоокеанским дном еще со времен динозавров, возрождены в лаборатории

Некоторым из них может быть 100 миллионов лет, и это делает их самыми долгоживущими формами жизни на Земле, пишет New Scientist.

Известно, что микробы способны выживать на большой глубине под поверхностью земли несмотря на нехватку питательных веществ. Биологи подозревают, что в целях сохранения жизни они входят в режим минимальной активности. Но способны ли они выходить из него невредимыми, пока неизвестно.

Международная группа ученых, в числе которых исследователи из Университета Род-Айленда и Японского агентства науки и технологий по изучению морских недр, изучила около 7000 особей бактерии, обнаруженной на глубине 5700 метров в южной части Тихого океана. Бактерии были найденыв слое ила на глубине 75 метров под морским дном.

Как комментируют авторы исследования, результаты которого появились в журнале Nature Communications: «Мы не знали, что перед нами – полностью функционирующие клетки или зомби, которые мало на что способны». В лаборатории микробам дали питательные вещества, смешанные с определенными изотопами углерода и азота. Через 10 недель эти изотопы были обнаружены внутри микробов – свидетельство того, что они начали питаться как типичные бактерии.

Это выдающийся результат, учитывая, что пережили бактерии. Судя по всему, популяции микробов были изолированы там, где их нашли, приблизительно 101,5 миллиона лет назад. Ил, в котором они были обнаружены, содержит минимум полезных веществ и погребен под слоями диоксида кремния, через которые не способен проникнуть ни один микроб. Как говорят исследователи, нигде больше на Земле не найти настолько мертвых осадочных пород, как здесь. Поэтому выживание было нелегкой задачей.

Есть вероятность, что питательных веществ в иле, необходимых для восстановления повреждения клеток, микробам было достаточно. Но достаточно ли было питания для производства новых клеток, неизвестно. Если деление клеток было затруднено, некоторые бактериальные клетки могут быть такими же древними, как сам ил. Как замечают авторы исследования, в вероятность этого сложно поверить даже биологам. А многих ученых тревожит мысль о том, что отдельные бактериальные клетки могут выживать в течение 100 миллионов лет.

На фото древняя бактерия, ожившая после того, как ее извлекли из слоя ила на дне Тихого океана, увеличенная в тысячи раз