Posted 28 декабря 2021,, 10:04

Published 28 декабря 2021,, 10:04

Nature: идентифицированы антитела, которые могут нейтрализовать «Омикрон»

28 декабря 2021, 10:04
Каждое из них нацелено на области спайкового белка, которые сохраняются неизменными, потому что в случае их мутации белок потерял бы свои функции. Разработка вакцин, нацеленных на эти «законсервированные» области, может сработать против «омикрона», будущих штаммов в конечном счете прекратить непрерывную эволюцию вируса

В журнале Nature опубликованы результаты исследования, авторы которого, группа американских и швейцарских биохимиков, изучили мутации в спайковом белке штамма «омикрон» и выяснили, какие антитела способны его нейтрализовать, сообщает phys.org.

«Омикрон» имеет 37 мутаций в спайковом белке, который используется для проникновения в клетки. Это необыкновенно большое количество мутаций ученые считают одной из причин крайне быстрого распространения нового штамма и его способности заражать вакцинированных и переболевших.

Исследователи создали «отключенные», не способные к репликации штаммы псевдовируса – некоторые из них имели спайковые белки с мутациями «омикрона», другие – ранних вариантов. Оказалось, что спайковый белок «омикрона» способен связываться с клетками в 2,4 раза эффективнее. Также выяснилось, что он может прикрепляться к ACE2-рецепторам грызунов – то есть способен «прыгать» между людьми и другими млекопитающими.

Антитела, полученные от вакцин «Спутник V», Sinopharm, Johnson & Johnson, обладали практически нулевой способностью блокировать или нейтрализовать проникновение «омикрона» в клетки. Антитела тех, кто получил две дозы вакцин Moderna, Pfizer/BioNTech и AstraZeneca, сохранили некоторую нейтрализующую активность, хотя и снизились в 20-40 раз.

Антитела людей, которые были инфицированы, выздоровели, а затем получили две дозы вакцины, также имели пониженную активность, но снижение было меньше всего в пять раз. Это доказывает, что вакцинация после заражения полезна.

Исследователи также определили четыре класса антител, которые сохранили способность нейтрализовать омикрон. Каждое из них нацелено на одну из четырех специфических областей спайкового белка, которые сохраняются неизменными, потому что в случае их мутации белок потерял бы свои функции. Разработка вакцин и методов лечения антителами, нацеленных на эти «законсервированные» области, может сработать не только против «омикрона», но и против будущих штаммов. Есть вероятность, что это поможет и прекратить непрерывную эволюцию вируса.