Posted 28 октября 2022,, 13:52

Published 28 октября 2022,, 13:52

Modified 23 декабря 2022,, 13:54

Updated 23 декабря 2022,, 13:54

Астрофизики не исключают катастрофической солнечной бури в следующем десятилетии

28 октября 2022, 13:52
Фото: HT Tech
Непонимание природы событий Мияке вызывает у ученых тревогу.

Примерно раз в 1000 лет на Земле происходит так называемое событие Мияке – резкий скачок атмосферной концентрации радиоактивного изотопа углерода. Это явление, открытое японскими учеными, в честь одного из которых оно и названо, было сделано в процессе изучения колец кедра. Каждый год у деревьев, растущих в умеренном климате, образуется новое концентрическое кольцо вокруг стволов. В сумме они указывают на возраст дерева. Поскольку деревья поглощают углерод из атмосферы, количество радиации в атмосфере в тот или иной промежуток времени можно изучать по древесным кольцам, измеряя в них количество радиоактивного углерода-14. По кольцам деревьев установлено, что за последние 10 000 лет на Земле было как минимум шесть событий Мияке: в 7176 году до н.э., 5410 году до н.э., 5259 году до н.э., 660 году до н.э., 774 году н.э. и 993 году н.э.

Точная причина этих выбросов радиации неизвестна. Ведущая гипотеза заключается в том, что события Мияке – это солнечные вспышки, мощность которых примерно в 80 раз больше, чем те вспышки, которые измерялись в новейшей истории. Новое исследование астрофизиков из Университета Квинсленда, опубликованное в журнале Proceedings of the Royal Society A: Mathematical, Physical и Engineering Sciences, наталкивает на мысль, что происхождение радиационных всплесков может быть еще более темным, сообщает LiveScience.

Чтобы выяснить, были ли всплески углерода-14 вызваны мощными солнечными вспышками, австралийские исследователи создали упрощенную модель глобального углеродного цикла и сравнили ее с 11-летним циклом солнечной активности. Однако годы событий Мияке не совпадали с пиками солнечной активности, а некоторые из этих событий год и даже два. Ученые считают, что событие Мияке представляет собой не разовую вспышку, а своего рода астрофизический шторм.

Влияние этих всплесков радиации должно быть огромным, учитывая их катастрофическую интенсивность. Самая крупная из всех зафиксированных геомагнитных бурь – так называемое событие Каррингтона – произошла в 1859 году. Достигнув Земли, корональный выброс массы привел к буре, которая вызвала отказ телеграфных систем по всей Европе и Северной Америке и северные сияния по всему миру, включая Карибские острова. По подсчетам, при этом была высвобождена энергия, эквивалентная взрыву 10 миллиардов атомных бомб мощностью в 1 мегатонну. Если бы столь же мощная вспышка произошла сейчас, это вызвало бы интернет-апокалипсис, отключения электроэнергии и экономический ущерб на триллионы долларов. При этом событие Кэррингтона в 80 раз слабее, чем событие Мияке 774 года н.э.

Исследователи также проверили, не могут ли события Мияке быть вызваны сверхновыми или одним из видов солнечной сверхвспышки, но и это не подтвердилось. В будущем ученые намерены собрать больше данных о кольцах деревьев и ледяных кернах, чтобы уточнить время событий и состав изотопов, образующихся в их результате. Однако, по словам авторов работы, их тревожит неясность в отношении природы событий Мияке и неизвестность того, когда случится следующее.

«Нам нужно знать больше, потому что, если бы что-то из этого произошло сегодня, это уничтожило бы технологии, включая спутники, интернет-кабели, линии электропередачи, трансформаторы, - говорят авторы нового исследования. - Последствия для глобальной инфраструктуры были бы невообразимыми. Основываясь на имеющихся данных, существует примерно 1% вероятности увидеть такое событие в следующем десятилетии. Но мы не знаем, как это предсказать и какой вред это может причинить. Все это тревожит и говорит о необходимости дальнейших исследований».