Posted 28 июля 2021,, 09:07

Published 28 июля 2021,, 09:07

Следующее извержение супервулкана будет непредсказуемым, предупредили ученые

28 июля 2021, 09:07
Фото: Amazon
Вулканы, извержения которых грозят изменить климат на Земле, ведут себя иначе, чем все остальные. Они извергаются крайне редко, и каждый раз этот процесс выглядит по-новому.
Климат

На Земле не более двух десятков супервулканов – вулканов, активность которых может достигать 8 баллов по шкале VEI и привести к апокалиптическим изменениям на планете. Просыпаются они крайне редко – примерно раз в 100 000 лет. Взрывы супервулканов приводят к разрушительному последействию – из-за выхода магмы в земле остается гигантская дыра, кальдера, а облака пепла толщиной в сотни метров покрывают планету и поднимаются в небо, закрывая Солнце и вызывая подобие ядерной зимы.

Как сообщают исследователи из Кардиффского университета, опубликовавшие материал в журнале Nature Reviews Earth and Environment, предсказать извержение можно, когда есть полная информация о поведении вулкана в прошлом. Однако в отношении супервулканов это правило не работает, поскольку их извержения, известные науке, происходили по совершенно разным сценариям. Отсутствие единой модели, которая помогла бы понять происходящие в их недрах процессы, делает невозможным предсказания на будущее, сообщает Daily Mail.

Исследователи изучили свидетельства 13 сверхизвержений, произошедших за последние 2 миллиона лет, в том числе самого последнего – вулкана, который более 24 000 лет назад сформировал озеро Таупо в Новой Зеландии. Оказалось, что каждый раз извержение происходило по-новому. Некоторые вулканы просыпались медленно и активизировались в течение недель или месяцев, другие взрывались внезапно и мощно. Одни извержения длились несколько дней или недель, другие – десятилетиями. Например, вулкан, сформировавший 74 000 лет назад на Суматре озеро Тоба, извергся почти сразу. А самое последнее извержение – Оруануи вулкана Таупо – началось медленно, а затем продолжалось в течение нескольких месяцев.

Две наиболее заметные кальдеры на Земле – Йеллоустонская кальдера и кальдера Лонг-Валли, обе на территории США. Они остались от супервулканов, которые в последний раз извергались 600 000 и 760 000 лет назад соответственно. За последние 16 миллионов лет Йеллоустонский супервулкан просыпался по меньшей мере 10 раз – в среднем раз в 1,5 миллиона лет. Так что может пройти еще 900 000 лет, прежде чем это случится снова.

Недавнее исследование показало, что это может произойти и раньше, после чего у NASA возник план пробурить скважину и закачивать туда воду для охлаждения магмы. Однако, по мнению ученых, этот крайне дорогостоящий и долгосрочный план может привести к обратному эффекту – разбудить спящий вулкан и вызвать его извержение.