Posted 28 января 2021,, 12:48

Published 28 января 2021,, 12:48

Modified 7 марта, 14:05

Updated 7 марта, 14:05

Ученый Гельфанд против сенатора Климова: "За базар надо отвечать!"

Ученый Гельфанд против сенатора Климова: "За базар надо отвечать!"

28 января 2021, 12:48
Фото: special.council.gov.ru: https://www.youtube.com/watch?v=86OgLs5WBnM
Доктор биологических наук, биоинформатик Михаил Гельфанд крайне эмоционально прокомментировал в ютуб-канале «Новой газеты» поправки к Закону об образовании, принятые в Госдуме 21 января, а также настолько жёстко высказался об инициаторе законопроекта сенаторе Андрее Климове, что несколько слов пришлось «запикать».

Напомним, что теперь для того, чтобы прочитать лекцию, учёные должны будут получать в министерстве справку. Университетам запретят международное сотрудничество в случае, если оно не согласовано с федеральными властями. Многие учёные считают, что это конец просвещения в России, и призывают к борьбе против опасного закона.

«А кто у нас не оказался врагом государства? В этом смысле, у нас наука ни в какой башне из слоновой кости не живёт. Как живёт всё государство, так в нём живёт и наука.

Через некоторое время сантехники окажутся врагами государства, когда канализация испортится в Кремле. Это одна сторона.

А вторая сторона: с конца нулевых (известна) идея о том, что вот вы сейчас свои научные открытия опубликуете на английском в международном журнале, они всё это прочитают, а у них технологии-то быстрее развиваются, чем у нас – при этом вопрос, почему у них быстрее, не задаётся – и они всё это схватят, сделают «цап-царап» – тогда такого термина не было, сейчас он появился – и реализуют. И, получается, мы финансируем западные компании, публикуя свои научные открытия в их англоязычных журналах.

Эту идею я слышал от человека, занимавшего должность начальника департамента Министерства образования и науки ещё при министре Фурсенко. Это было где-то в 2008 – 2009 году.

То есть вот эта идеология, которая идёт, грубо говоря, от военной науки. У нас есть чудесные секреты, которые надо хранить, иначе их у нас украдут.

Дюжина учёных сидит по обвинениям не то чтобы сфальсифицированным, но по очень криво интерпретированным.

Когда опубликованы результаты и дальше обсуждают какую-то совместную работу, а его прихватывают где-то на границе и сажают.

Всё это, на мой взгляд – это обывательская оценка, а не экспертная, я биолог, не политолог и не социолог – продолжение волны на закручивание свободного высказывания, причём, в основном в гуманитарной сфере.

«Запикайте» то, что я сейчас скажу: господин Климов *** мерзавец. За базар надо отвечать.

Если господин Климов говорит, что те люди, которые возражают против этого законопроекта – они проводники западного влияния, а он даже, по-моему, сказал более жёстко – что они выполняют инструкции, он благоволит поговорить с 600 учёными и просветителями и каждому из них объяснить это лично. Желательно – в деталях.

А людям, которые были драйверами этой кампании, эти люди, собственно, известны. Их не так много.

Если этот… Сейчас опять придётся «пикать»… Ну, ладно, можете не «пикать», я внутри «запикал», Бог с ним.

Если этот деятель, скажем, Сергея Попова, конкретного человека, живого, или там, Бориса Штерна, тоже конкретного живого человека, или там, меня, тоже конкретного живого человека – обвиняет в том, что мы выполняем инструкции Вашингтона, то, во-первых, уже, по-моему, прилетел Закон о клевете – потому что выполнение инструкций Вашингтона Российским законодательством запрещено – а тем самым, он нас обвинил в нарушении Российского законодательства, а без вступления в силу решения суда, такое обвинение является клеветой, а во-вторых – он несёт хрень. Потому что он благоволит эти инструкции предъявить, до тех пор. Пока он их не предъявил – он лжец.

Вот я публично говорю, что сенатор Климов солгал. Причём, солгал злокачественно, не имея никаких исходных предпосылок, просто для того, чтобы прикрыть свою собственную глупость и недобросовестность.

Потому что основная проблема этого законопроекта, помимо всего прочего, в том, что он просто глуп.

Первые три пункта этого законопроекта повторяют уже действующее законодательство и поэтому юридически являются бессмысленными и избыточными.

Идея о том, что нельзя проповедовать расовую, национальную, религиозную рознь – я с ней даже, более того, абсолютно согласен, действительно, не стоит – содержится в российском законодательстве уже. Это не надо повторять ещё раз в законе об образовании.

А четвёртый пункт этого законопроекта, который устанавливает все вот эти правила на то, что нужно получать все эти разрешения, он физически не исполним, потому что бюрократические органы, которые должны будут это делать и проверять просто захлебнутся на первом шаге.

Потому что, например, надо будет перезаключить все договора со всеми иностранными преподавателями во всех университетах.

А самое интересное у этого законопроекта, на самом деле, это пояснительная записка.

Там содержатся как раз все вот эти истории про проникновение чужой идеологии, и все эти намёки на то, что это не про физиков, а про философов.

А дальше есть история Советского Союза и России.

Начинают с философов, историков, потом дело доходит до биологов, а потом и до физиков, на этом дело останавливается, потому что физики полезны в народном хозяйстве – они делают бомбу.

…Это было бы прикольно (вызвать Климова на дебаты – прим. «НИ»).

Пожалуйста, я готов с сенатором Климовым – это даже, наверное, было бы забавно – обсудить и мировоззренческие вопросы.

Значит, это будут научные бои, причём, научные бои на его поле, потому что мы же не хромосомную теорию будем с ним обсуждать.

И я бы немножко это расширил… Я бы с собой привёл какого-нибудь экономиста, а он бы мог с собой привести какого-нибудь биолога».

Послушать интервью с Михаилом Гельфандом целиком можно здесь.

"