Posted 27 июля 2022,, 12:06

Published 27 июля 2022,, 12:06

Вольное изображение теломеры

Алкоголь ускоряет биологическое старение, показало исследование оксфордских генетиков

27 июля 2022, 12:06
Фото: Dr. Jiwani, Naturopathic Physician
Вольное изображение теломеры
Ученые пришли к этому, измерив у участников британского биобанка длину теломер, которые считаются верным показателем биологического возраста человека.

Генетики из Оксфордского университета придумали способ измерить, каким образом спиртные напитки влияют на биологическое старение, сообщает medicalXpress. Они изучили, как из-за потребления алкоголя разрушается ДНК и укорачивается длина теломер – верного показателя старения человека.

Теломеры – это повторяющиеся последовательности ДНК, которые закрывают концы хромосом, защищая их от повреждений. 50-100 оснований ДНК теряются каждый раз, когда клетка реплицируется, поэтому по длине теломер можно оценивать биологический возраст человека. Как только теломеры становятся слишком короткими, клетки больше не могут делиться. Есть мнение, что короткие теломеры связаны с такими болезнями старости, как болезнь Альцгеймера, рак и ишемическая болезнь сердца.

Оксфордские ученые исследовали связь между потреблением алкоголя и длиной теломер у более чем 245 000 участников британского биобанка, и обнаружили закономерность: чем больше человек пьет, тем короче его теломеры. Например, у того, кто еженедельно выпивал более 29 единиц алкоголя (около десяти бокалов вина объемом 250 мл с 14%-м содержанием алкоголя), длина теломер в среднем была на год-два короче, чем у того, кто ограничивается 6 единицами алкоголя в неделю (около двух больших бокалов вина объемом 250 мл). У людей же с диагностированным алкоголизмом длина теломер была короче на 3-6 лет по сравнению с участниками из контрольной группы.

Большинство участников были пьющими в настоящее время, 3% никогда не пили, а 4% были пьющими в прошлом. 51% составляли мужчины, 49% – женщины. Средний возраст участников равнялся 57 годам.

Руководитель исследования доктор Аня Топивала говорит: «Наши результаты подтверждают предположение о том, что алкоголь, особенно в чрезмерных количествах, напрямую влияет на длину теломер. Укороченные теломеры считаются факторами риска, усиливающими вероятность тяжелых возрастных заболеваний. Кроме того, важна доза алкоголя – пользу может принести даже ее сокращение».

Биологическим механизмом, объясняющим влияние алкоголя на длину теломер, может быть окислительный стресс: в процессе расщепления этанола образуются активные формы окисления, повреждающие ДНК, и одновременно снижается уровень антиоксидантных соединений, защищающих от окислительного стресса.

Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular Psychiatry.