Posted 27 июля 2021,, 08:51

Published 27 июля 2021,, 08:51

Офтальмологи предупредили об еще одном опасном последствии коронавируса

27 июля 2021, 08:51
Врачи из госпиталя медицинского факультета Университет Некметтина Эрбакана в Турции вместе с коллегами из Катара и Великобритании выявили еще одно опасное последствие для организма человека после заболевания коронавирусом. Речь о потере нервных волокон и увеличении числа дендритных клеток на роговице глаза.

Симптомы наблюдались у пациентов с так называемым "длительным ковидом" - это когда после прохождения острой фазы заболевания симптомы болезни в легкой форме до полного выздоровления сохраняются еще на протяжении нескольких недель или месяцев. По оценкам ученых, он развивается у каждого десятого заболевшего. Часто "длительный ковид" сопровождался неврологическими симптомами: головной болью, утомляемостью, головокружением, онемением и невропатической болью. Эти симптомы приводили к потере нервных волокон и росту дендритных иммунных клеток на поверхности глаза, полагают ученые. В основе этих симптомов, по мнению исследователей, лежит повреждение нервных волокон в результате коронавируса.

Исследование проводилось методом конфокальной микроскопии — неинвазивной лазерной визуализации, позволяющей видеть повреждения нерва роговицы с высоким разрешением в реальном времени. Этот метод используется, чтобы выявить повреждения нервов и воспаления, связанные с диабетической невропатией, рассеянным склерозом и фибромиалгией. Ученые сканировали роговицу глаза и выявили, что пациенты с "длительным ковидом" через месяц после прохождения острой фазы болезни имеют более значительное повреждение нервных волокон роговицы и большее количество дендритных клеток по сравнению с теми, кто не болел коронавирусом. Симптом присущ в частности тем пациентам, у которых наблюдались неврологические симптомы.

Результаты исследования опубликованы в журнале British Journal of Ophthalmology.