Posted 27 января 2022,, 14:40

Published 27 января 2022,, 14:40

Биологи научились отращивать отрезанные лапки лягушкам. Очередь - за людьми

27 января 2022, 14:40
Фото: Britannica
Более сотни лягушек в ходе эксперимента смогли полностью регенерировать ампутированные конечности. Медики полагают, что однажды это поможет людям, лишившимся рук и ног, «отрастить» их заново.

В научном журнале Science Advances опубликовано исследование сотрудников Центра регенеративной биологии и биологии развития Университета Тафтса, которые провели эксперимент по регенерации конечностей у лягушек, сообщает NBC.

В опытах участвовали 115 самок гладкой шпорцевой лягушки, или платанны. Биологи ампутировали им задние лапки, а затем разделили на три группы: первых не лечили вообще, вторые получали препарат из кремния под названием BioDom, а третьи – смесь из пяти препаратов, куда также входил BioDom. Через полтора года у лягушек из третьей группы выросли новые лапки. По словам биологов, каждый из пяти препаратов смеси вызывал определенный эффект, например активизировал противовоспалительную реакцию или стимулировал рост тканей, а BioDom помогал контролировать высвобождение лекарств.

Многие лягушки способны отращивать конечности заново – так же как саламандры, морские звезды, ящерицы. Однако взрослые платанны не обладают такой способностью, в этом их способность к регенерации не отличается от человеческой. Тем не менее новые лапки участниц исследования имели достаточное количество мышечной и костной ткани, чтобы функционировать. Хотя простор для усовершенствований также был – например, перепонки на лапках были развиты недостаточно хорошо.

Следующим этапом работы будет попытка регенерации конечностей у млекопитающих, а в случае успеха – эксперименты с людьми. Люди, как и другие млекопитающие, обладают некоторыми регенеративными способностями, например, могут восстанавливать клетки волос и кожи, а также поврежденные внутренние органы. Дети способны отращивать ампутированные кончики пальцев. Информация о том, как создавать органы, сохраняется в клетках со времени эмбрионального развития. Вопрос в том, как активировать эту способность. Авторы исследования надеются, что им удастся обнаружить условия и препараты, необходимые для запуска этой реакции.